Женский генофонд Закавказья сохранил неизменность в последние 8000 лет

Анализ митохондриальной ДНК, проведенный датскими, армянскими и российскими учеными, показал, что женский генофонд Закавказья сохраняет высокую генетическую однородность на протяжении почти 8000 лет. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

Закавказье на протяжении тысячелетий служило географическим мостом между Ближним Востоком и Европой, а также перекрестком крупных человеческих миграций. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о неоднократных сменах культур в этом регионе, однако демографические события, сформировавшие его населения, остаются малоизученными.

Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники Копенгагенского университета, Национальной академии наук Армении, Российской академии наук и других научных центров провели анализ полных митохонодриальных геномов 52 древних людей, чьи останки были обнаружены на территории Армении и Арцаха, а также 206 современных армян из Араратской области, Арцаха и турецкого Эрзурума. Использованные в работе археологические образцы относились к периоду от 7811 до 300 лет назад с максимумом в бронзовом веке (примерно от 4000 до 3000 лет назад). Также в итоговый анализ были включены результаты секвенирования митохондриальной ДНК 482 представителей семи соседних популяций, опубликованные ранее.

Различные виды статистического анализа показали, что, несмотря на многочисленные миграции и культурные перемены, генетический материал, передающийся по материнской линии, сохранил выраженное постоянство на протяжении охваченного исследованием времени, как показано на схемах. Также выяснилось, что население Закавказья резко выросло после последнего максимума оледенения около 18 тысяч лет назад.

«Мы проанализировали множество древних и современных митохондриальных геномов из разных частей Закавказья и обнаружили генетическую преемственность в течение как минимум 8000 лет. Другими словами, нам не удалось выявить каких-либо изменений в женском генофонде на протяжении всего этого времени», — заключили авторы работы.

Один из исследователей Ашот Маргарян на основании полученных результатов предположил, что исторические смены культур в регионе происходили преимущественно путем либо обмена идеями, либо миграций мужчин, приносящих эти идеи.

По словам ученых, следующим этапом исследования должен стать анализ полных геномов древних и современных жителей Закавказья, который они рассчитывают провести при участии коллег из Грузии и Азербайджана.

Ранее российские исследователи выяснили, что среди населения Передней Азии наибольший генетический контраст наблюдается между народами, живущими в горных и равнинных местностях.

В соляной шахте нашли детскую туфлю возрастом более 2000 лет