Генофонд Передней Азии: разница между равнинными и горными народами максимальна

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Изучая генофонд Передней Азии, российские ученые показали, что наиболее генетически контрастны народы, живущие в горах и на равнине. Выяснилось, что армянские диаспоры в большинстве своем сохраняют генофонд исходной армянской популяции. А степные кочевники бронзового века Восточной Европы не были предками западноевропейцев по мужской линии, зато были предками некоторых современных крымских татар.

Читайте эту и другие новости антропологии на сайте Антропогенез.ру

В журнале Human Genetics вышла статья российских ученых о генетическом ландшафте Передней Азии. Основные авторы работы входят в коллектив лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН под руководством доктора биологических наук, профессора РАН Олега Балановского и лаборатории популяционной генетики человека под руководством доктора биологических наук, профессора Елены Балановской, также в работе участвовали специалисты из Великобритании, Армении и консорциум проекта «Генографик». К Передней Азии относят Анатолию, Левант, Месопотамию, Аравийский полуостров, Армянское и Иранское нагорья. Этот регион в эпоху неолита стал источником важнейших миграций, которые принесли в Европу земледелие. В то же время генетически Передняя Азия до последнего времени была недостаточно хорошо изучена.

Генетики взяли образцы ДНК и исследовали Y-хромосомы в трех популяциях грузин и в четырех популяциях армян (всего обследовано 598 человек). Эти результаты они объединили с уже опубликованными данными по другим народам, получив обширную базу данных по Y-хромосомам шести тысяч человек из 60 популяций Передней Азии.

Горные и равнинные народы генетически контрастны

На схеме эти популяции разделились на две группы: первая включила народы Иордании, Ливана, Ирака, Сирии и стран Аравийского полуострова, во вторую вошли армяне, азербайджанцы, курды, турки и народы Ирана. Первая группа объединила народы, живущие на равнине, а вторая — народы, живущие в горах.

Для проверки этого наблюдения популяции сгруппировали самыми разными способами: их поделили на восточные и западные, на горные и равнинные, на говорящие на индоевропейских, тюркских и семитских языках. В каждом случае оценивали генетические различия, и они оказались максимальными именно между горными и равнинными народами.

Ту же закономерность авторы обнаружили, когда для каждого крупного народа Передней Азии построили карту генетического сходства: она показывает, с населением каких территорий этот народ  генетически схож, а от каких отличается. Например, Сирия, будучи преимущественно равнинной, по генофонду ближе к равнинным популяциям (хотя большинство из них географически далеко), чем к своим горным географическим соседям.

Этот результат комментирует первый автор статьи проф. РАН Олег Балановский: «Генофонды Передней Азии очень разнообразны, но нам удалось разложить их по полочкам: все народы равнин оказалась генетически сходны друг с другом, а на другую полку попали популяции нагорий. Мы думаем, что это связано с историей населения, с тем, что большинство миграций проходило между сходными ландшафтами, а с гор на равнины или наоборот большие массы населения переселялись реже».

Так что дело тут совсем не в «высокогорных генах», как у тибетцев, помогающих им приспособиться к жизни в горах, потому что Y-хромосома, которую оценивали ученые, не связана ни с какими внешними признаками, зато хранит летопись генетической истории населения.

Армяне тяготеют к Передней Азии, грузины — к Кавказу

В первом приближении армяне генетически относятся к группе народов Передней Азии, а зона наибольшего сходства с их генофондом соответствует исторической территории Армении. Это может означать, что на этой территории генофонд в какой-то степени сохранился, несмотря на ее заселение турками. Интересно, что армянские диаспоры (армяне в Адыгее, в Грузии, в Иране, в Ливане) генетически очень близки к основной армянской популяции на Армянском нагорье. Исключение составили амшенцы и донские армяне.

Что касается грузин, то, хотя в целом они генетически сходны с армянами, но имеретинцы и восточные грузины чуть больше тяготеют не к южным соседям (народам Передней Азии), а к северным (Западному и Центральному Кавказу).

Принесли ли древние степняки-ямники гаплогруппу R1b в Европу?

Важной частью работы было построение дерева ветвления одной из гаплогрупп (вариантов) Y-хромосомы — R1b. Гаплогруппа R1b долгое время считалась типично западноевропейской, поскольку сегодня она встречается у большинства европейцев. Но есть она и в Восточной Европе, где ее ветви гораздо меньше изучены. Авторы работы  секвенировали (прочитали последовательность нуклеотидов) одиннадцати  Y-хромосом R1b из различных популяций. Это позволило им построить дерево родства этих хромосом. И выяснилось, что у дерева две основных ветви – западная, уже известная, и восточная, найденная впервые. Эти ветви разделились около 6 тысяч лет назад.

На этом дереве ученые сумели расположить древние Y-хромосомы представителей ямной археологической культуры. «За два последних года мэйнстрим популяционных генетиков клином сошелся на ямниках, — объясняет Олег Балановский, — эти древние степняки Причерноморья считались потомками миграций из Передней Азии и предками большинства современных жителей Западной Европы». У нескольких мужчин ямной культуры была обнаружена гаплогруппа R1b. Авторы поместили на построенное ими дерево хромосомы ямников, и они расположились не на западной ветви дерева, а на восточной.  Восточных вариантов R1b у западноевропейцев практически нет, а значит, версия, что именно ямники принесли эту мужскую линию в Западную Европу, опровергается. Зато эти варианты найдены у современных жителей Причерноморья (крымских татар).

Комментирует Олег Балановский: «Оказалось, что «мужские» линии ямников до сих пор сохранились на юге России и на Украине, но почти начисто отсутствуют в Западной Европе. Выходит, что либо мигранты не оставили сыновей, либо Европу заселили не ямники, а некая загадочная популяция, отличающаяся от них по Y-хромосоме, но сходная по остальным хромосомам».

Так кто же был в предках западноевропейцев по мужской линии? Вопрос к будущим исследованиям.