Некоммерческая исследовательская лаборатория OpenAI, финансируемая Илоном Маском, представила метод обучения роботов, который подразумевает тренировку в виртуальной реальности. При этом робот способен обучиться выполнению задачи в реальном мире по единственному примеру от учителя в виртуальной реальности, говорится в блоге OpenAI.
Для тренировки роботов нередко используются методы машинного обучения: роботы уже могут коллективно обучаться выполнению одной задачи, сохранять равновесие, смягчать удар при падении, держать пистолет и даже правдоподобно давать пять. При этом в большинстве случаев для эффективной тренировки выполнения какой-либо задачи робот вынужден многократно ее повторять в реальном окружении, что занимает продолжительное время и может приводить к износу движущихся частей устройства.
Исследователи из OpenAI продемонстрировали, что робота можно по единственной демонстрации в виртуальной реальности научить выполнять простые задачи. При этом робот сможет повторить действия с реальными объектами без дополнительной тренировки в реальном окружении. Для этого робот использует две нейросети.
Например, при работе с разноцветными кубиками первая нейросеть сначала обучается не на реальных фотографиях, а исключительно на автоматически генерируемых в виртуальной реальности сценах. В них по-разному располагаются кубы, меняется освещение, текстура поверхности и тому подобное. Благодаря большому объему подобных данных (сотни тысяч сцен), робот может легко различить кубики, даже если впервые видит реальный мир, а не симуляцию.
Вторая («имитационная») нейросеть отвечает непосредственно за действия робота. Для тренировки этой сети используется обучение с учителем на нескольких тысячах виртуальных примеров складывания кубиков, причем каждый раз кубики располагаются в разных позициях. В обучающей выборке каждый пример состоит из двух частей: успешное выполнение задачи с полным набором сопутствующих данных и однократное наблюдение за выполнением «со стороны». Во время наблюдения нейросеть тренируется предсказывать действия робота на основе данных, полученных из первой части примера.
В результате две нейросети позволяют полностью обучить робота выполнению задачи в виртуальной реальности, после чего устройство способно самостоятельно повторить действия с реальными объектами. Как отмечают разработчики, на данном этапе система выглядит просто и обучается выполнению не слишком сложных задач, однако в перспективе подобный подход может значительно упростить и ускорить обучение роботов.
Ранее исследователи из CSAIL MIT разработали систему, которая позволяет даже неопытному оператору управлять роботом, а также позволяет переносить навыки между роботами разной конструкции.
Стоит отметить, что виртуальная реальность используется и в других случаях — например, для тренировки систем управления беспилотными автомобилями (1, 2, 3). Также в конце 2016 года проект OpenAI выпустил платформу Universe, которая позволяет системам искусственного интеллекта обучаться, играя в компьютерные игры и получая награду за успешно пройденные испытания.
Каждое колесо имеет независимую подвеску
Финская компания 18 Wheels разрабатывает прототип необычного электрического вездехода с 18 колесами. Внешне он напоминает снегоход и оснащен 18 колесами небольшого диаметра. Каждое колесо имеет собственный электромотор и индивидуальную независимую подвеску. Вездеход сможет преодолевать препятствия высотой 20 сантиметров и более не снижая скорости, говорится на сайте компании. Сейчас компания занимается проектированием и подготовкой к сборке предсерийного прототипа, который будет иметь новый дизайн, полноценный корпус и переработанную версию подвески. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера В 2022 году был построен первый прототип, предназначенный для тестирования технологии 18-колесной подвески. Его испытания на грунтах разного типа проходили в течение шести месяцев. В представленном на YouTube-канале компании видео можно видеть, как вездеход передвигается по каменистому пляжу, переезжает через ствол поваленного дерева, камни, а также заезжает в воду. В мае 2023 года компания завершила работу над математической моделью переработанной версии подвески. В ней изогнутые металлические пластины, которые играли роль подвески на первом прототипе, будут заменены на рычаги с индивидуальными амортизаторами. Управление вездеходом будет происходить за счет поворота всех рычагов вместе с колесами с обеих сторон.