Древние скифы оказались умелыми коннозаводчиками

Международная группа исследователей выяснила, что скифы, жившие на территории современных Сибири и Казахстана в период 2,3-2,7 тысяч лет назад, вывели животных с полезными чертами, которые востребованы и в современных породах. В то же время древние селекционеры, по-видимому, не практиковали близкородственное скрещивание, поэтому у скифских лошадей еще не было вредных мутаций, повышающих вероятность возникновения болезней, таких как деменция или эпилепсия, и которые есть у современных пород. Статья опубликована в Science.

Согласно генетическим и археологическим исследованиям, домашние животные появились рядом с людьми как минимум 14-15 тысяч лет назад. Одними из первых были одомашнены собаки (14-15 тысяч лет назад) и свиньи (около 13 тысяч лет назад). Коровы и кошки появились в человеческих поселениях позже, 10,5 и примерно восемь тысяч лет назад, соответственно. Одомашнивание лошадей, по-видимому, началось еще позднее — около 5,5 тысяч лет назад, в центральной Азии.

Не только лошади коренным образом преобразовали человеческую цивилизацию, но и люди с помощью селекции изменили лошадей. Так, судя по генетическим данным (и современным практикам селекции), современные лошади произошли от немногих жеребцов-производителей, которые спаривались с многочисленными кобылами. У современных пород наблюдается большое разнообразие митохондриальной ДНК, которая передается по материнской линии и практически полная однородность по Y-хромосоме, передающейся по отцовской линии. Также у современных пород появились неблагоприятные мутации, которых не было у древних диких лошадей, и которые уменьшили приспособляемость популяции в целом. Однако, до сих пор было неясно, когда произошла селекция по данным признакам — на начальном этапе одомашнивания, или позднее.

Чтобы это выяснить, авторы новой работы прочитали последовательность ядерной и митохондриальной ДНК, извлеченной из останков 14 животных, найденных в скифских погребальных курганах. 13 жеребцов было обнаружено в погребении, найденном в Казахстане, возраст которого составил 2,3 тысячи лет (ученые прочитали последовательности ДНК, извлеченные из останков 11 из них), и двух жеребцов нашли в царском кургане из Южной Сибири, датированном 2,7 тысячами лет назад. Кроме того, ученые исследовали ДНК кобылы, найденной в могильнике людей Синташтинской культуры, возрастом примерно 4,1 тысяча лет. Синташинцы жили на Южном Урале и были первыми, кто создал двухколесную повозку. Ученые сравнили полученные последовательности ДНК с геномами трех древних диких лошадей и лошади, жившей в Якутии в XIX веке.

Судя по результатам анализа геномов, скифы, в отличие от современных коннозаводчиков, не практиковали близкородственное скрещивание. Коэффициент инбридинга, позволяющий оценить степень кровного родства двух организмов, оказался близок к нулю. Кроме того выяснилось, что вариативность Y-хромосомы у скифских лошадей была намного выше, чем у современных пород. То есть, по-видимому, древние селекционеры использовали для скрещивания не нескольких производителей, а довольно большое количество жеребцов. Кроме того, оказалось, что у скифских лошадей отсутствовали мутации, повышавшие вероятность возникновения открытых ран, эпилепсии и деменции, которые есть у современных пород.

Также ученые обнаружили у скифских лошадей ряд полезных признаков, появившихся в результате селекции. Так, у животных возникла мутация в гене, связанном с гипертрофией мышц и способностью к спринтерскому бегу, которой не было у древних диких лошадей. Кроме спринтерских качеств, древние селекционеры обращали внимание на способность лошадей давать много молока и долгое время обходиться без воды — преимущество, помогающее выжить в степи, где источники воды встречаются редко. Кроме того, скифы, по-видимому, отбирали лошадей по масти. Найденные в погребениях лошади были вороной, гнедой, рыжей, изабелловой (кремового цвета) и чубарой (пятнистой) мастей.

Ранее исследователи

, что домовые мыши стали одними из первых «домашних» животных. Грызуны появились в человеческих домах около 15 тысяч лет назад, задолго до возникновения земледелия.