Собаки оказались одомашнены дважды в разных концах Евразии

Международная группа ученых пришла к выводу, что собаки были одомашнены дважды, в разных концах Евразии. Вероятно, их предками были две популяции волков, живших в восточной и западной частях континента. Результаты исследования опубликованы в Science, коротко о работе рассказывает пресс-релиз Оксфордского университета.

Авторы работы изучили митохондриальную ДНК 59 собак, живших от 3000 до 14000 лет назад. Также они смогли выделить ДНК и определить почти полную последовательность генома особи, найденной в неолитическом захоронении Ньюгрейндж в Ирландии и жившей 4800 лет назад. Исследователи сравнили полученные данные с 80 геномами современных особей, доступными в базах данных, и с «генетическими подписями» 605 современных собак 48 пород. Также ученые собрали археологические данные о найденных останках собак в Евразии и Африке.

Проанализировав полученные данные, ученые предложили новый сценарий одомашнивания собак. Популяция волков, обитавших в Евразии, в какой-то момент разделилась на две — восточную и западную, которые не скрещивались между собой. В эпоху палеолита представители популяций были одомашнены независимо друг от друга и стали родоначальниками восточно-евразийских собак, обитавших в Китае, на Камчатке и в Восточной Сибири, и западно-евразийских — обитавших в Европе и на Ближнем Востоке. В период между 6400 и 14000 лет назад восточно-евразийские собаки появились в Европе и постепенно вытеснили большую часть древней западно-евразийской популяции.

Согласно археологическим данным, собранным авторами работы, собаки встречались в Восточной Евразии около 12500 лет назад, а в Европе и на Ближнем Востоке — 15000 лет назад. В то же время в Центральной Азии останков собак старше 8000 лет до сих пор не найдено. Поэтому, по мнению исследователей, археологические и генетические данные опровергают гипотезу, согласно которой волки были одомашнены лишь однажды, в Европе или в Азии, а затем собаки мигрировали в другую часть континента.

«Одомашнивание животных — редкое событие. Нужно много доказательств, чтобы опровергнуть предположение о том, что одомашнивание какого-либо вида произошло только один раз. Наши доказательства, полученные после изучения древних ДНК, вкупе с археологическими данными говорят о том, что нам нужно пересмотреть ответ на вопрос, сколько раз были одомашнены собаки. Возможно, единодушия по вопросу где были одомашнены собаки до сих пор нет потому, что все [исследователи] были в чем-то правы», — говорит ведущий автор статьи, профессор Грегер Ларсон из Оксфордского университета.