Оказалось, что почтовые голуби, которые безошибочно находят дорогу к своему дому, могут делиться знаниями, чтобы спрямить маршрут, и передавать эти знания по наследству. При этом следующие поколения могут не только передавать полученные знания дальше, но и дополняют их. Это первые известные животные с такими способностями, кроме человека и, возможно, некоторых приматов. Статью об открытии опубликовал журнал Nature Communications.
Многие животные способны коллективно собирать и обрабатывать информацию при принятии различных решений. Такая способность называется коллективным интеллектом. Им пользуются, например, пчелы при выборе места для нового улья или пользователи социальных сетей при обсуждении волнующих событий. В исследованиях коллективного интеллекта животных ученые, как правило, допускают, что предыдущий опыт группы не повлиял на принятие решения. Однако в жизни животные регулярно решают похожие задачи и могут использовать полученные знания для решения будущих задач того же типа.
Такое коллективное обучение в сочетании с индивидуальными открытиями и передачей знаний из поколения в поколения называется кумулятивной культурной эволюцией. Она позволила человеку создать современную цивилизацию. До сих пор считалось, что к кумулятивной эволюции способны только некоторые приматы.
В новой работе ученые из Оксфордского университета решили проверить, способен ли коллективный интеллект других видов к возникновению культурной преемственности. Для этого они исследовали поведение почтовых голубей, которые способны прокладывать маршруты к дому как индивидуально, так и в стаях. Сперва ученые несколько раз выпустили голубя из одного и того же места, чтобы он нашел дорогу домой. Когда голубь стал летать по стабильному маршруту, его выпустили вместе с «учеником», который раньше не летал из отправной точки. Затем исследователи имитировали смену поколений, каждый раз заменяя более опытного голубя из пары на новичка. Таким образом они сменили пять «поколений», и в каждом следующем поколении маршрут немного изменялся под влиянием «ученика».
Путь голубей из последнего (пятого) «поколения» исследователи сравнили с путями контрольных групп, одиночек и пар с неизменным составом, которые сделали столько же вылетов из одной точки, сколько все «поколения» экспериментальной группы. Оказалось, что голуби из экспериментальной группы прилетели из отправной точки более коротким путем, чем голуби из контрольных групп. Авторы статьи считают, что их способность выбирать маршрут улучшилась благодаря смене поколений и коллективному накоплению опыта — изменения в маршрут, внесенные «учениками», сделали полет более оптимальным.
Таким образом, ученые показали, что кумулятивная культура свойственна не только людям, другие виды тоже способны накапливать знания. Правда у голубей эти знания не усложняют поведение, как у людей, а только улучшают эффективность навигационных навыков.
Коллективный интеллект полезен для выживания группы, но не способствует развитию интеллекта одиночных особей. Так, например, у дятлов, которые живут в группах, по данным последних исследований мозг меньше, чем у их одиноких сородичей
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Существует ли пространство-время само по себе? Другими словами, можно ли говорить о пространстве-времени, в котором нет ни одного физического тела? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующий мысленный эксперимент, известный как «ведро Ньютона».