Орнитологи из Сент-Эндрюсского университета обнаружили, что у дятлов, которые живут в стабильных группах, мозг меньше, чем у их сородичей-одиночек. По мнению исследователей, это может объясняться тем, что кооперация позволяет снизить нагрузку на мозг птиц, в то время как обособленная жизнь, наоборот, требует больших когнитивных ресурсов. Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.
Согласно гипотезе социального интеллекта, жизнь в сплоченных группах, внутри которых существует неоднородная система отношений между особями, требует больших когнитивных затрат и более высокого общего уровня интеллекта. Эта теория подтверждается тем, что у приматов, а также у некоторых других видов млекопитающих, выявлена положительная корреляция между размером мозга и размером социальной группы. В то же время, у птиц такой зависимости обнаружено не было, хотя ранее исследователям удалось связать увеличенный размер мозга с постоянством сформированных пар и ухода за потомством.
Авторы новой работы сравнивали размер мозга дятлов, так как у этих птиц существуют очень разные системы социальных отношений: в то время как одни животные предпочитают одинокую жизнь (вне сезона размножения), другие формируют долговременные пары и более крупные социальные группы. Зоологи проанализировали 61 вид — размер мозга части из них был известен из научной литературы, остальные данные были получены на основе измерений особей из лондонского музея естествознания — и обнаружили, что у птиц, которые живут в устойчивых сообществах, мозг, в среднем, на 30 процентов меньше, чем у их одиноких сородичей (p < 0,01). При этом статистически значимых отличий между одинокими и парными, а также между парными и групповыми видами обнаружить не удалось.
Полученные результаты, по мнению зоологов, объясняются тем, что у птиц, в отличие от приматов, другая система взаимоотношений. В то время как приматы внутри групп соревнуются между собой, создавая различные союзы, то птицы, как отмечают ученые, от природы склонны к общегрупповой кооперации. Таким образом, авторы работы заключают, что в связи с отсутствием сопернических отношений, сокращаются и «расходы» на ткань головного мозга.
При этом исследователи не могут точно сказать, почему в отношении дятлов закономерность работает иначе. «Видимо, кооперация [у птиц] приносит гораздо большую выгоду, чем соревновательное поведение, поэтому макиавеллевские манипуляции оказались плохой стратегией», — комментирует один из исследователей.
Ученым известно много разновидностей кооперации у животных. Так, императорские пингвины создают «детские сады», в которых взрослые особи присматривают за потомством, а бобры строят сообща свои жилища. Интересно, что недавно группа приматологов показала, что альтруизм у шимпанзе может быть побочным результатом в экспериментах, а выставление дозорных у птиц, которое принято считать проявлением альтруизма, на самом деле может быть обычным эгоистическим поведением.
Кристина Уласович
Определение субъективной ценности продукта питания происходит с участием орбитофронтальной коры, причем суждение о ценности выносится на основании оценки отдельных его свойств. Это подтвердила американо-японская команда ученых, которая также установила, что на субъективную ценность еды влияет содержание в ней макронутриентов и витаминов. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.