КООП. Природа

О кооперации животных в природных условиях

Некоторое время назад американские биологи опубликовали исследование поведения летучих мышей-вампиров. В нем ученые показали, что вампиры делятся добытой на охоте кровью с другими особями в группе, не обязательно родственниками, и таким образом образуют «социальные связи», помогающие им выжить. Вампиры не могут долго голодать, после трех ночей «поста» они погибают. Поэтому чем с большим количеством собратьев делится пищей летучая мышь, тем больше «доноров» поделятся с ней в трудный период. Такое поведение вампиров далеко не самый необычный пример кооперации у животных. Мы решили вспомнить, какие формы может принимать кооперация у животных.

«Детские сады»

Императорский пингвин — самый крупный представитель семейства пингвиновых, обитает на льдинах вокруг Антарктиды, а для высиживания яиц и ухода за потомством мигрирует на стабильный лед рядом с материком и дальше, на материк. Брачный период у императорских пингвинов начинается в начале антарктической зимы, поэтому в самые суровые морозы с сильными ветрами пингвины вынуждены проводить на суше. Пингвины держат сначала яйцо, а потом птенца на лапах и накрывают сверху кожаной складкой, так называемой наседной сумкой, которая защищает яйцо и птенца от холода. Через 45 - 50 дней птенцы вырастают настолько, что перестают помещаться в сумке. При этом снаружи еще очень холодно и птенцы без укрытия могут замерзнуть. И тогда пингвины изобрели интересный способ кооперации. Птенцы сбиваются в  плотную кучу, своеобразный  «детский сад» во-первых, чтобы не растерять тепло, во-вторых, для защиты от хищных птиц — гигантского буревестника и антарктического поморника. За «детским садом» присматривают взрослые птицы, готовые в случае необходимости защитить птенцов.

Не только императорские пингвины присматривают за птенцами в «детских садах», но и другие птицы — гаги, пеганки, канадские гуси. «Детские сады» встречаются и у млекопитающих, преимущественно тех, которые живут близкородственными группами. Львицы в прайде не только сообща присматривают за детенышами, но и кормят молоком и своих и чужих львят. Интересно, что когда львицы уходят на охоту, за львятами «присматривают» самцы. Бобры, живущие в одной хатке, выделяют «дежурных», которые по очереди следят за бобрятами и часто играют роль «спасателей», так как детеныши еще не очень хорошо плавают.

Однако «детские сады» настолько эффективны, что этот способ кооперации используют и животные, живущие в группах, но не являющиеся родственниками. Например, самки чернохвостых оленей следят за оленятами других самок из своей группы, и при появлении хищника защищают не только своих детенышей, но и чужих. «Детские сады» устраивают даже рептилии, у кайманов одна из самок заботится о своих и чужих детенышах в течение первых одного — двух месяцев их жизни.

Охота

Хищники, живущие в группах, такие как львы, гиеновые собаки, волки, охотятся обычно тоже вместе. Например, в прайде обычно охотятся львицы, львы присоединяются к ним, когда прайд охотится на крупную добычу — жирафа или буйвола. Несколько хищников подкрадываются к стаду с разных сторон и быстро атакуют, выбирая в качестве добычи ближайшее к ним животное. У каждой львицы есть одна и та же предпочтительная позиция — «с флангов» или «центровая», которую хищница занимает на охоте. Львицы «с флангов» начинают охоту и гонят добычу по направлению к «центровым» особям, а те, в свою очередь, ловят убегающее животное «на лету», когда оно делает большие прыжки, стремясь уйти от преследования.

Много различных способов групповой охоты изобрели дельфины

, млекопитающие из подотряда зубатых китов, семейства дельфиновых. Косатки — широко распространенный вид, они обитают во всех океанах и во многих морях от Арктики до Антарктики. Поэтому и питаются они разнообразно, теми животными, что водятся рядом с ними. Косатки охотятся на стайных рыб вроде лосося или сельди, на акул, скатов, на морских птиц, морских млекопитающих — различные виды тюленей, морскую выдру и даже китов (кашалотов, малых полосатиков, серых китов). Соответственно, для охоты на разные виды добычи, эти животные выработали различную тактику.

Косатки, живущие у берегов Норвегии охотятся на стайную рыбу небольшой группой. Дельфины

рыбий косяк и начинают пускать пузыри, издавать звуки или плавать вокруг косяка, чтобы испугать рыбу и собрать ее в плотный шар у поверхности воды. Затем косатки бьют по косяку хвостом, оглушая или убивая несколько рыбин сразу, и поедают их. Охотясь на китов, дельфины выбирают либо детеныша, либо слабую (больную или раненную) особь. Группа косаток преследует самку с китенком плывущих рядом до тех пор, пока им не удается разделить их. Тогда косатки окружают детеныша и не пускают его на поверхность, то есть фактически топят его.

случай охоты косаток на группу кашалотов, во время которой самки нападали на нескольких кашалотов, кусая их и затем отплывая в сторону. Затем самцы косаток убили одного серьезно раненного кита. В Антарктике во время охоты на тюленей, лежащих на льдинах, группа косаток поднимает большие волны, которые смывают тюленей в воду и они становятся добычей дельфинов.

Защита и охрана группы

Одно из преимуществ обитания в группе — возможность коллективной защиты и охраны членов группы от хищников. Например пока

из семейства мангустовых роются в земле в поисках насекомых, группу охраняют часовые, которые сменяются приблизительно каждый час. Если часовой замечает опасность, то подает сигнал остальным и вся группа разбегается по норам. В

горилл один или двое часовых прячутся на деревьях недалеко от других, кормящихся или отдыхающих, особей. В случае опасности часовой криками предупреждает остальных членов группы и может напасть на пришельцев, чтобы попытаться остановить их и дать группе убежать.

, если у них нет возможности убежать от хищников, чтобы защититься сбиваются в круг, в середину которого ставят телят. Взрослые животные поворачиваются к приближающемуся врагу и один из самцов атакует хищника, сразу возвращаясь в круг. Таким же образом защищаются и бизоны.

для защиты от косаток образуют похожую конструкцию: они образуют круг головой внутрь, хвостом наружу и в центр круга прячут китят.

Строительство

Некоторые животные сообща строят себе жилища. Самый знакомый для нас пример, это, конечно,

. Это социальные животные, которые обитают группами по пять — восемь особей и живут в одной норе или хатке. На низких, заболоченных берегах, где нору вырыть невозможно, бобры строят хатку, представляющую собой кучу хвороста, скрепленную землей и илом. Стены также обмазываются глиной или илом, что делает жилище неприступным для хищников, а также обеспечивает хорошую теплоизоляцию. Зимой температура в хатке не опускается ниже нуля градусов. Воздух поступает в жилище через отверстие в потолке.

строят из травы, соломы и веток настоящие коммунальные гнезда, в которых может обитать от 10 до 400 птиц. Самое

известное гнездо ткачиков больше шести метров в ширину и около трех метров в высоту. Оно насчитывает больше 100 отдельных гнезд. Хорошая теплоизоляция гнезд помогает ткачикам переносить суровый климат саванн Южной Африки с большим перепадом температур зимой и летом.

Таким образом, кооперация и альтруизм в мире животных образует целый спектр форм с одной стороны которого

животные, с другой стороны — животные, живущие в группах, но при этом не являющиеся родственниками. Чем животные генетически ближе друг к другу, тем их альтруизм выше, вплоть до самопожертвования в интересах группы. Например, всем известная

, которая кусает животных или людей, разоряющих улей и при этом погибает. Если же группа состоит из животных, которые родственниками не являются, то их альтруизм — взаимный, «ты — мне, я — тебе». Хороший пример реципрокного альтруизма — упоминавшиеся в начале статьи летучие мыши-вампиры.

Возникновение и эволюцию альтруизма сейчас много изучают. Вот хороший

исследований по этой теме. Причем ученые исследуют альтруистичное поведение не только у животных, но и у растений и у микроорганизмов. Так что кооперация и альтруизм, которые мы наблюдаем в человеческом обществе, хотя и впечатляющее, но не уникальное явление.