Птичий дозор оказался проявлением эгоизма

Израильские орнитологи показали, что выставление дозорных у птиц, которое принято считать проявлением альтруизма, на самом деле может быть обычным эгоистическим поведением, направленным исключительно на защиту той птицы, которая несет дозор. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Многие животные, живущие группами, выставляют дозорных, которые высматривают хищников, пока остальные члены группы занимаются своими делами, и в случае их появления издают тревожные крики. Такое поведение принято считать альтруистическим, поскольку дозорные своими криками предупреждают других членов об опасности. Однако теперь оказалось, что, по крайней мере, в одном случае это не так.

Авторы новой статьи изучали поведение арабских дроздовых тимелий (Turdoides squamiceps) — певчих вробьинообразных птиц, живущих на Ближнем Востоке. Эти птицы живут территориальными иерархическими группами примерно по 20 особей. Иногда низкоранговых особей выгоняют из группы, и они становятся одиночками, которых не подпускают к себе члены групп. Орнитологам было давно известно, что группы тимелий выставляют дозорных, которые сканируют окрестности на предмет хищников (в первую очередь хищных птиц) и при виде их издают тревожные крики. Однако до сих пор никто не смотрел на поведение одиночек.

Оказалось, что одиночные птицы точно так же, как и члены групп, стоят в дозоре, оглядывая окрестности, и издают тревожные крики при появлении хищников — хотя услышать эти тревожные крики, кроме самих хищников, некому. Ученые предполагают, что именно в этом и заключается причина такого поведения: птиц, по всей видимости, своими криками предупреждают не других особей, а самих хищников. Если хищник понимает, что его приближение было замечено, он, скорее всего, не будет нападать и отправится искать добычу в другом месте.

Это предположение косвенно подтверждается тем, что к крикам дозорных особей, принадлежащих к группе, обычно присоединяются и другие члены группы.

Авторы, однако, отмечают, что этот вывод не стоит распространять на все виды животных, выставляющих дозорных. Например, для сурикатов было показано, что при наличии в группе детенышей дозорные посвящают больше времени сканированию окрестностей.

В гробнице фараона нашли надписи античных туристов