Британское бюро по расследованию авиационных происшествий завершило расследование причин аварии гибридного летательного аппарата Airlander 10, случившейся 24 августа 2016 года. Как пишет Aviation Week, по итогам расследования специалисты пришли к выводу, что аварию спровоцировала целая череда событий, а не какой-то один конкретный сбой. В ближайшее время компания Hybrid Air Vehicles, разработавшая аппарат, намерена возобновить его испытания.
Во время расследования комиссия британского бюро выяснила, что перед аварией Airlander 10 уже завершал свой испытательный полет, второй по счету в программе испытаний, и заходил на посадку. Судно отдало причальный трос, за который причальная наземная станция с помощью лебедки должна была притянуть его к земле и надежно пришвартовать. Однако наземной команде не удавалось завести дизельный двигатель, отвечающий за вращение лебедки. После нескольких неудачных попыток командир Airlander 10 решил покружить над испытательной площадкой до починки двигателя и стал набирать высоту.
Одновременно команда помощников на борту воздушного судна смотала трос, который однако не удержался в своем отсеке и выпал. Смотать трос обратно команде не удалось. Как выяснилось в ходе расследования, в докладе капитану команда неправильно оценила длину болтающегося троса — помощники оценили ее в 15 метров, в то время как в действительности она составила 47 метров. Из-за неправильной оценки длины свисающего троса капитан судна неправильно рассчитал траекторию снижения.
При заходе на повторную посадку из-за ошибки в расчетах Airlander 10 зацепился посадочным тросом за проволочный забор, окружающий испытательный полигон, где проходил полет аппарата. Командир судна обнаружил зацеп, попытался компенсировать вызванный им нырок судна, но не преуспел. В результате Airlander 10 врезался носовой частью в землю, частично повреди капсулу экипажа, системы крепления и часть бортового оборудования. Эти поломки недавно были полностью устранены.
Завершение расследования бюро по авиационным происшествиям означает, что Hybrid Air Vehicles может продолжать летные испытания Airlander 10. Когда именно они возобновятся, пока неизвестно. Ранее сообщалось, что разработчикам нужно будет согласовать его со страховой компанией.
Airlander 10, внешне похож на дирижабль, но относится к классу летательных аппаратов тяжелее воздуха. Он имеет газовые объемы, заполненные гелием. Они создают до 40 процентов подъемной силы, необходимой для взлета и поддержания аппарата в воздухе. Оставшаяся часть создается электродвигателями, воздушные винты которых могут поворачиваться в нескольких направлениях. Длина судна составляет 92 метра, а ширина — 43,5 метра. С экипажем на борту аппарат может находиться в воздухе до пяти дней. Его грузоподъемность составляет десять тонн. Airlander 10 может выполнять полеты на скорости в 148 километров в час.
Помимо Hybrid Air Vehicles разработкой гибридных летательных аппаратов занимается американская компания Lockheed Martin. Она создает аппарат LMH-1. Такие аппараты намерена использовать канадская компания Quest Rare Minerals для перевозки редкоземельных металлов с озера Стрэндж в Беканкур в провинции Квебек. В настоящее время добываемые элементы возятся с начала по железной дороге к морю, а затем уже транспортными судами на завод в Беканкуре.
Согласно планам Lockheed Martin, в 2017 году LMH-1 пройдет сертификацию Федерального управления гражданской авиации, после чего аппараты такого типа можно будет использовать в едином воздушном пространстве США. LMH-1 сможет развивать скорость до 111 узлов (206 километров в час). Аппарат рассчитан на перевозку до 21,3 тонны грузов и 19 пассажиров. Дальность полета гибридного летательного аппарата составит 2,6 тысячи километров.
Василий Сычёв
Компания должна была сделать это еще три года назад, но только сейчас передала первый грузовик PepsiCo
Tesla наконец начала поставку грузовиков Semi заказчикам — компания передала первый электротягач PepsiCo, которая ожидала поставок уже три года. При этом Илон Маск не рассказал ни о цене грузовиков, ни о производственных планах, пишет Reuters. Сегодня многие компании разрабатывают собственные электрические грузовики. Городские грузовики есть у Mercedes-Benz и Volvo, свой концепт седельного электротягача представил и китайский автоконцерн Geely. При этом внутри прицепа планируется разместить душ, туалет, кухню, односпальную кровать и даже стиральную машину. Грузовой электромобиль Tesla Semi Илон Маск впервые представил еще в 2017 году. Tesla ставила цели по производству тягача на 2019 года, но только спустя три года PepsiCo, заказавшая 100 грузовиков, смогла получить первый из них. О передаче тягача Маск сообщил во время мероприятия на заводе Tesla в Неваде. Он отметил, что дальнемагистральный электрогрузовик сократит выбросы на шоссе, а по мощности и безопасности он превосходит существующие дизельные модели. Также для Semi будет использоваться технология зарядки Supercharger мощностью до одного мегаватта — она же будет доступна и для Cybertruck. Маск рассказал, что в Semi используют три электродвигателя. Для движения по шоссе достаточно всего одного, два других будут задействованы при ускорении и чтобы тронуться с места. При этом Tesla не сообщила ни о ценах на Semi, ни о вариантах грузовика или о прогнозах поставки заказчикам. Помимо PepsiCo электротягачи зарезервировали для себя сеть супермаркетов Walmart, логистический гигант UPS и пивоваренная компания-производитель Budweiser. В 2017 году Tesla планировала продавать грузовики с пробегом 300 миль за 150000 долларов, но с тех пор даже на их легковые автомобили цены выросли. По словам Маска, компания постарается произвести 50000 электрогрузовиков в 2024 году. Он также отметил, что Tesla использует Semi для тестовых испытаний между заводами в Неваде и Калифорнии. Ранее компания заявляла, что грузовик проехал на одной зарядке 804 километра, при этом вес тягача вместе с грузом был около 37 тонн. Однако вес самого грузовика Tesla так и не раскрыла. Разработка электроавтомобилей не ограничивается только легковыми или грузовыми моделями. В 2021 году китайская компания Xiangtan Electric Manufacturing представила полностью электрический карьерный самосвал. Его грузоподъемность составляет 120 тонн, а литий-железо-фосфатный аккумулятор позволяет работать без подзарядки до 8 часов.