Британская компания Windhorse Aerospace, одним из директоров которой является фронтмен Iron Maiden Брюс Дикинсон, защитила проект нового гуманитарного беспилотного летательного аппарата Pouncer. Как пишет Aviation Week, компания также завершила исследования в области материалов, которые будут использоваться при создании аппарата, который будет доставлять гуманитарные пайки в зоны бедствия и который можно будет использовать в качестве дров для розжига костра.
Беспилотники считаются незаменимым инструментом, используемым спасателями в поисково-спасательных операциях или при ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Такие аппараты обычно используют для поиска людей, разведки и оценки степени разрушений, а также координации действий спасателей. Некоторые компании сегодня рассматривают возможность использования беспилотников и для доставки еды в районы бедствия.
Согласно защищенному проекту беспилотника Pouncer, такой аппарат спроектирован специально для небольшого грузового отсека транспортного самолета C-130 Hercules/Super Hercules. Именно такие самолеты используются ООН во Всемирной продовольственной программе. Предполагается, что один транспортный самолет сможет перевозить 64 беспилотника Pouncer, которые будут нести в общей сложности 4,8 тонны продовольствия или медикаментов.
Аппарат будет выполнен по типу планера, хотя изначально на него планировалось устанавить электродвигатель для увеличения дальности полета. Согласно проекту, после запуска с транспортного самолета на высоте трех тысяч метров Pouncer будет планировать к заранее заданной цели. При этом дальность полета при планировании составит около 35 километров. При запуске с высоты 7,6 тысячи метров дальность планирования составит уже около ста километров.
Максимальная скорость, на которой можно будет запускать беспилотники с транспортного самолета, составит 222 километра в час. К цели аппараты будут планировать, используя координаты GPS. При заходе на посадку система управления аппаратом будет отдавать Pouncer команду резко задрать нос и выпустить парашют. При таком маневре планер беспилотника будет испытывать сильные нагрузки и разламываться. Это сделано специально, чтобы противник, если на территорию попадет аппарат, не смог его использовать повторно.
Проект Pouncer предусматривает создание планера беспилотника из фанеры. Какой именно тип фанеры выбрали разработчики для аппарата, Windhorse Aerospace не раскрывает. В компании утверждают, что подобранный ими материал хорошо выдерживает нагрузки, которые аппарат будет испытывать при планировании, легко разжигается и во время горения не выделяет вредные вещества. Планер беспилотника специально сделают фанерным, чтобы люди могли сложить из него костер и подогреть или приготовить еду.
Новый аппарат будет выполнен по схеме «летающего крыла». Планер беспилотника получит 17 углублений для сухого пайка. Этот паек, плотно упакованный в пакеты, будет укладываться в углубления и завершать гладкую поверхность беспилотника. Размах крыла аппарата составит 2,7 метра. Собрать первые несколько новых беспилотников планирется уже в июле-августе текущего года. После испытаний аппарата начнется его серийное производство.
Сначала будет выпускаться упрощенная версия аппарата с деревянным планером. Затем британская компания планирует начать работать над созданием практически полностью съедобной версии беспилотника. Он целиком, за исключением электрических элементов, будет представлять собой летающий сухой паек, каркас и покрытие которого будут выполнены из сублимированных прессованных овощей. По прочности он не будет уступать деревянному.
Впервые о новом гуманитарном беспилотнике британская компания рассказала осенью прошлого года, а в феврале текущего года об этом аппарате написали несколько авторитетных изданий. В настоящее время Windhorse Aerospace ведет переговоры с несколькими гуманитарными организациями о поставках беспилотников Pouncer.
В ноябре прошлого года американская компания General Atomics Aeronautical Systems представила реактивный беспилотник Angel One для гуманитарных операций, разработанный на базе ударного аппарата Avenger. Новый аппарат получил внутренние отсеки для перевозки и сброса специальных сухих пайков. Гуманитарная версия Avenger сможет выполнять в сутки три трехчасовых вылета, перевозя в общей сложности до 3,9 тонны сухих пайков. Этого достаточно, чтобы на сутки обеспечить едой 3,4 тысячи человек.
Василий Сычёв
Для движения ему достаточно одного актуатора
Инженеры разработали миниатюрного робота CurveQuad массой чуть больше 10 грамм. Его гибкий корпус деформируется за счет изогнутых складок и позволяет роботу продвигаться вперед, а также поворачивать, используя для этого только один актуатор. Разработчики продемонстрировали способность CurveQuad автоматически двигаться в направлении источника света, определяя его положение с помощью встроенных фотоэлементов. Текст доклада с описанием робота опубликован в рамках конференции IROS 2023. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Интерес инженеров к разработке миниатюрных роботов связан возможностью выполнять задачи в условиях ограниченного пространства. Например, миниатюрных роботов предлагают использовать для внутренней диагностики механизмов без их разборки, для разведки, и для обследования разрушенных в результате стихийных бедствий зданий в поисках выживших людей. Однако разработка роботов сантиметрового масштаба — непростая задача и ее решение требует множества конструктивных компромиссов. Более сложная походка, например, может добавить роботу проворности, однако одновременно с этим приведет к росту числа степеней свободы конечностей, а значит к увеличению количества используемых актуаторов. Это, в свою очередь, оборачивается усложнением конструкции, увеличением размеров, массы и энергопотребления. Одним из решений этой проблемы могло бы стать применение в конструкции элементов оригами или киригами. Складки упругого материала, выполненные с дополнительным изгибом, позволяют накапливать дополнительную механическую энергию, чем можно воспользоваться, чтобы сократить число актуаторов, необходимых для приведения робота в движение. Такой подход выбрали инженеры под руководством Синтии Сун (Cynthia Sung) из Университета Пенсильвании. Они создали миниатюрного робота под названием CurveQuad, который благодаря изогнутым складкам в конструкции оказался способен передвигаться с помощью всего лишь одного актуатора. Масса робота составляет 10,9 грамм, а ключевая деталь его корпуса представляет собой тонкую прямоугольную пластину из PET-пластика (полиэтилентерефталат) размером 80 × 55 миллиметров. В ней с помощью лазера выполнены прорези в виде последовательно расположенных полукругов, образующих паттерн в форме двух параллельных дуг с каждой стороны пластины, симметрично расположенных относительно центра. Материал в этих областях может легко изгибаться благодаря прорезям, создавая выпуклую и вогнутую складки. В центральной полосе обеих дуг на небольшом расстоянии друг от отдруга закрепляются концы двух «сухожилий» — тяг, которые соединяются противоположной стороной с концами рычага, закрепленного на сервомоторе, ось которого находится в центре пластины. Сервопривод может поворачивать рычаг в диапазоне 270 градусов, при этом «сухожилия», соединяющие концы рычага с корпусом, стягивают его вовнутрь, приводя к изгибам. В зависимости от угла поворота рычага корпус может из плоской пластины принять симметричную куполообразную форму. В этом положении концы пластины начинают играть роль четырех конечностей робота. В промежуточных положениях рычага сервопривода корпус несимметрично деформируется по диагонали. При этом передняя «конечность» приподнимается над поверхностью, а задние смещаются друг относительно друга. Из-за возникающей между ними разности в силах трения в этот момент корпус робота смещается вперед. Если затем такую же деформацию выполнить в противоположную сторону, то робот сделает второй шаг с помощью второй «ноги». Регулируя с помощью угла поворота рычага величину деформации, а следовательно и длину шага слева и справа можно управлять направлением движения робота CurveQuad. https://www.youtube.com/watch?v=RnSHG5F2Iek Для демонстрации возможности управления роботом с помощью обратной связи, инженеры установили на углах корпуса четыре фотоэлемента. Алгоритм сравнивает сигналы, полученные от сенсоров с левой и правой сторон, и в зависимости от того, с какой стороны сигнал больше, выбирает походку, которая поворачивает робота в этом направлении. В результате в каком бы положении робот ни находился изначально, он разворачивается на источник света и начинает двигаться в его направлении. В своей следующей работе инженеры планируют сосредоточиться на взаимодействии между несколькими роботами CurveQuad. Для этого они планируют добавить им возможность общаться друг с другом, чтобы роботы могли выполнять задачи сообща, например, вместе обследовать окружающую территорию. А вот другому микророботу, созданному группой американских и китайских инженеров, для передвижения не нужны сервомоторы. Вперед он движется под действием колебаний встроенной в его корпус пьезоэлектрической пленки, а повороты совершает за счет изменения силы трения между поверхностью и электростатическими площадками на концах передних ног.