Привязанность матери к ребенку связали с обменом дофамина в мозге

Американские ученые обнаружили, что за привязанность матери к ребенку отвечают дофаминергические нейроны в структурах мозга, отвечающих за социальные взаимодействия. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Эмоциональная связь матери и ребенка играет ключевую роль в умственном и физическом развитии, влияющем на здоровье в последующей жизни. Исследования на животных показали, что привязанность самки к своему потомству зависит от действия дофамина и окситоцина на прилежащее ядро, миндалину и медиальную префронтальную кору, которые объединены в единую медиальную сеть миндалины. Работы с использованием фМРТ показывали, что аналогичные отделы мозга активируются при контакте с ребенком и у женщин, однако биохимические механизмы этого процесса изучены не были.

Чтобы разобраться в них, сотрудники Гарвардского, Йельского и бостонского Северо-западного университетов пригласили для участия в исследовании 19 женщин в возрасте от 21 до 42 лет с детьми в возрасте от четырех месяцев до двух лет. Общение матерей с детьми дома сняли на видео, чтобы оценить, насколько они привязаны друг к другу. В частности, ученые регистрировали их вокальную синхронизацию (насколько часто мать и ребенок синхронизировали свои голоса в двухминутном интервале) и сонастроенность (насколько часто за две минуты ребенок демонстрировал позитивную настроенность при звуках материнского голоса).

После этого женщинам давали просматривать видеозаписи их потомков и чужих детей сопоставимого возраста, одновременно регистрируя функциональные изменения в мозге комбинированным сканером ПЭТ-фМРТ. Это позволило одновременно оценивать активацию отделов мозга по изменению кровотока и обмен дофамина по связыванию антагониста D2-рецепторов раклоприда, меченого радиоактивным атомом углерода-11, с этими рецепторами.

По результатам поведенческого анализа женщин разделили на группы с высокими и низкими синхронизацией и сонастроенностью с ребенком. Исследование методом ПЭТ-фМРТ показало, что просмотр видеозаписей детей вызывает активацию и дофаминергический ответ правой медиальной сети миндалины, которая отвечает за социализацию. При этом разница между подобными реакциями на своего и чужого ребенка выражена гораздо сильнее у матерей с высокой синхронизацией, чем с низкой. Уровень сонастроенности, в свою очередь, оказался четко связан с числом и силой нейрональных связей в медиальной сети миндалины. Подобные закономерности прослеживались независимо от возраста женщин и детей.

«Матери, у которых выделяется больше дофамина, более склонны оптимально заботиться о детях, более чувствительны к их нуждам и лучше адаптируют свое поведение к удовлетворению этих нужд», — пояснила ведущий автор работы Шир Ациль (Shir Atzil).

Ранее ученые выяснили, что из-за функциональной асимметрии полушарий мозга самки многих млекопитающих предпочитают держать детенышей с левой стороны от себя, поскольку так они лучше контролируют ситуацию. Также было показано, что язык, на котором говорит мать, оказывает влияние на звучание детского плача уже с первых минут после рождения, а звук материнского голоса активирует ряд отделов мозга ребенка сильнее, чем другие голоса.