Желание матерей держать ребенка с левой стороны объяснили межполушарной асимметрией

Детеныши многих млекопитающих предпочитают поворачиваться к матери левым боком, это помогает им получать больше внимания и чаще общаться. В свою очередь матери также обычно предпочитают держать детенышей слева, что помогает им лучше контролировать ситуацию. К таким выводам пришли российские, австралийские и американские ученые, исследовав поведение нескольких видов млекопитающих. Статья об исследовании опубликована в журнале Nature.

Человеческие дети и детеныши высших приматов как правило находятся слева от матери. Некоторые ученые считают, что такие предпочтения связаны с особенностями межполушарной асимметрии. Правое полушарие предположительно отвечает за обработку социальных взаимодействий, например, считывание выражения лица ребенка. Когда ребенок находится с левой стороны от матери, информация о том, что с ним происходит поступает прямо в правое полушарие, это облегчает контроль за состоянием ребенка.

На сегодняшний день неясно происхождение такого разделения, но известно, что правое полушарие отвечает за социальные взаимодействия у многих видов животных. Например, правое полушарие доминирует при узнавании сородичей у многих млекопитающих.

Чтобы определить роль правого полушария в отношениях мать-детеныш, в новой работе ученые подробно исследовали соответсвующие взаимодействия у одиннадцати видов млекопитающих, наземных и водных. Среди них, например, сайгаки, моржи и кенгуру. Авторы статьи проследили за поведением животных в естественной среде и проанализировали около одиннадцати тысяч случаев выбора позиции у 175 пар мать-детеныш.

По словам ученых, в большинстве записанных ситуаций детеныши подходили к матери левым боком и держали её слева от себя, — такой выбор позиции происходил в семидесяти пяти процентах случаев. Ученые предполагают, что такая позиция выгодна детенышам. Они заметили, что детеныши, мать которых находилась с левой стороны, реже разлучались с матерью и чаще контактировали с ней.

У матерей не было позиционных предпочтений во время размеренной ходьбы, но во время быстрых передвижений они старались держать детенышей слева от себя. Это помогало им лучше контролировать состояние малышей в быстро меняющихся, близких к стрессовым, ситуациях. Так же поступали исследуемые касатки при приближении кораблей. То есть в обычных условиях слева держались матери, а в стрессовых – детеныши.

Данные о поведении млекопитающих, полученные в результате исследования, очень похожи на данные других работ, посвященных изучению отношений мать-ребенок у человека и у высших приматов. Самки приматов стараются держать новорожденных с левой стороны первые несколько недель с момента рождения, когда особенно важно контролировать состояние малышей. Это позволило ученым предположить, что социальная функция правого полушария мозга у приматов вытекает из более ранней и общей для позвоночных межполушарной асимметрии.

У людей и других млекопитающих не только правые полушария выполняют схожие функции. Ученые выяснили, что левое полушарие отвечает за распознавание речи не только у людей, но и у собак.

Анна Маньшина