Ученые из Шанхайского университета разработали глубокую нейронную сеть, способную распознавать преступников по фотографиям. Статья, описывающая алгоритм, выложена на сервере препринтов arXiv.org.
В середине XIX века итальянский психиатр и криминолог Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso) выдвинул гипотезу о том, что преступники обладают особыми морфологическими особенностями, по которым их можно отличить от законопослушных людей. К таким особенностям он относил «обезьяньи» черты: покатый лоб, неправильную форму ушей, прогнатизм (выступающие вперед челюсти), асимметричные черты лица и длинные руки. Его гипотеза была основана на идее о том, что преступники обладают врожденной ненормальной, «атавистической» физической и психической организацией, сближающей их скорее с человекообразными обезьянами, чем с «нормальными» людьми. Эта концепция не была подкреплена никакими научными фактами и основывалась на устаревших идеях физиогномики и теории дегенерации.
Тем не менее, в доказательство своей гипотезы Ломброзо приводил результаты своих антропометрических исследований, в ходе которых он измерил множество краниометрических и других показателей у людей из различных социальных групп. Однако его данные не только основывались на представлениях, опровергнутых после создания теории эволюции и открытий генетики, но были статистически неубедительны: например, он никогда не проводил статистических сравнений антропометрических показателей преступников и «обычных» людей. Вскоре его результаты были опровергнуты британским криминалистом Чарльзом Горингом (Charles Goring), который сравнил антропометрические показатели преступников и законопослушных людей и не обнаружил статистически достоверных различий.
Однако в 2011 году исследователи из Корнелльского университета показали, что люди способны довольно уверенно отличать лица преступников от лиц остальных людей по фотографиям. Это позволило ученым предположить, что какие-то статистически достоверные различия в чертах лица между двумя этими группами все-таки есть, хотя их природа не ясна (тем более не ясно, связана ли она с генетикой). Чтобы проверить это предположение, авторы данной статьи решили применить глубинное обучение нейросети.
Исследователи использовали 1856 обычных паспортных фотографий китайских мужчин от 18 до 55 лет, не имеющих растительности на лице или шрамов. Половина из них были преступниками, совершившими различные преступления, от убийств и изнасилований до краж и подделки документов. В выборку были включены люди самых разных профессий и социального статуса. 90 процентов фотографий использовались в качестве обучающей выборки для тренировки нейросети. Остальные 10 процентов фотографий вошли в тестовую выборку, использовавшуюся для проверки работы нейросети.
Оказалось, что нейросеть способна правильно идентифицировать лица преступников с точностью в 89,5 процента. Из всех характеристик лица, которые анализировала нейросеть (на рисунке слева), три характеристики оказались ключевыми для распознавания лиц преступников (на рисунке справа). Эти признаки следующие: изогнутость верхней губы, которая у преступников оказалась в среднем на 23 процента больше, чем у остальных людей, расстояние между внутренними углами глаз, которая у преступников была на 6 процентов короче, и угол между линиями, проведенными от кончика носа к уголкам губ, который у преступников оказался на 20 процентов уже.
Проанализировав данные, ученые обнаружили, что морфометрические показатели лиц преступников обладают гораздо большей изменчивостью, чем лица законопослушных людей — то есть лица законопослушных людей больше похожи друг на друга, чем лица преступников. При этом, когда ученые на основе всех фотографий составили «усредненные» лица преступника и законопослушного человека, эти лица оказались почти идентичными. Это объясняет, почему не все статистические тесты способны обнаружить разницу между этими двумя группами.
Иными словами, как заключают авторы, не существует никакого «типичного» лица преступника. Вместо этого, как показала кластеризация данных, существует четыре различных подтипа «преступных» лиц, хорошо отличающихся друг от друга. Лица законопослушных людей при этом кластеризовались на всего три подтипа. Чем объясняется такая разница в изменчивости черт лица, пока непонятно. Как предполагают сами авторы, возможно, дело в том, что законопослушные люди более сходны по своему социальному положению, в то время как преступники могут находиться «в самых разных обстоятельствах».
Системы распознавания лиц, основанные на работе нейросетей, разрабатываются многими исследователями. Так, недавно была создана нейросеть, способная распознавать размытые и даже закрашенные лица. Еще один алгоритм способен опознавать человека по инфракрасному изображению низкого расширения, а исследователи из Facebook научили нейросеть распознавать людей со спины.
Софья Долотовская
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.