Американские компании Analog Devices и BlackBox Biometrics разработали носимые датчики Blast Gauge, которые помогут военным врачам эффективно диагностировать контузию и другие черепно-мозговые травмы на ранней стадии. Как пишет MIT Technology Review, новые датчики предоставят медицинскому персоналу данные о взрывном воздействии, которому подвергся боец.
Контузии и другие черепно-мозговые травмы со скрытой травматизацией головного мозга не всегда удается диагностировать точно и вовремя. Дело в том, что такие виды поражения организма могут не иметь четко выраженной симптоматики, проявляющейся в короткое время после того, как боец, например, подвергся воздействию ударной волны взрыва.
Такие виды поражения нередко имеют отсроченные симптомы, проявляющиеся спустя месяцы и годы после получения травмы, когда лечение становится уже малоэффективным. Контузия, ушиб и сотрясение головного мозга — наиболее распространенные диагнозы среди солдат, служивших в Ираке и Афганистане. Дело в том, что боевики в этих странах часто использовали самодельные взрывные устройства.
Новый датчик Blast Gauge представляет собой компактный прибор с акселерометром, датчиком давления, чипом обработки данных и памятью. Предполагается, что каждый боец должен носить три таких датчика: по одному на шлеме в затылочной части, на плече и на груди. Приборы способны измерять резкие ускорения и перепады давления, свидетельствующие о том, что боец оказался в зоне взрыва.
Считать данные с датчика можно либо подключив его по USB к компьютеру, либо по Bluetooth. При считывании Blast Gauge передает данные о максимальном давлении, ускорении и времени, в течение которого датчик подвергался воздействию. В случае, если боец оказался в радиусе действия нескольких взрывов, датчик сообщит об их количестве и параметрах давления и ускорения для каждого из них.
Устройство также имеет на себе индикаторную шкалу, благодаря которой визуально можно понять, какую именно травму мог получить боец. Индикаторная шкала состоит из трех светодиодов: если горит левый из них, значит травма легкая, если средний — средней тяжести, если правый — тяжелая.
Определение степени травматизации производится по нескольким параметрам. Условно считается, что попадание под взрывную волну с перепадом давления в 0,3 атмосферы не причиняет вреда организму. При этом последовательное попадание под воздействие трех ударных волн с перепадом в 0,2 атмосферы может приводить к травме кишечника и легких. В этом случае прибор зажжет левый светодиод, означающий легкое поражение.
В приборе записаны данные о тяжести повреждений для каждого типа перепадов давления. Например, при резком перепаде в 0,34 атмосферы с большой вероятностью произойдет повреждение барабанной перепонки, при перепаде в 2,7 атмосферы — происходит средней тяжести травматизация мозга. При воздействии перепада в 6,8 атмосферы с высокой степенью вероятности наступит смерть.
В настоящее время американские компании, разработавшие Blast Gauge, проводят совместные с военными испытаниями приборов. При этом силы специальных операций, ФБР и специальные отряды полиции уже начали их использовать. В период с 2000 по первый квартал 2016 года в общей сложности 348 тысяч бойцов в США перенесли контузию и разной степени тяжести черепно-мозговые травмы.
В середине декабря прошлого года нейрофизиологи из Национального Военно-медицинского центра Уолтера Рида объявили, что, по их данным, контузии и скрытые черепно-мозговые травмы у военных приводят к образованию «шрамов» в головном мозге. У подавляющего большинства пациентов с черепно-мозговыми травмами были обнаружены зоны гиперинтенсивности белого вещества мозга.
«Мозговые шрамы» выглядят как яркие точки на изображении МРТ. Обычно они встречаются у пожилых людей, пациентов с неврологическими расстройствами, страдающих диабетом, рассеянным склерозом, от болезни Альцгеймера или перенесших инсульт. У молодых людей без патологий развития «мозговых шрамов» быть не должно.
Василий Сычёв
Первый вновь изготовленный бомбардировщик Ту-160М поднялся в небо. Как сообщает «Ростех», его первый полет проходил на высоте 600 метров и длился около 30 минут. За это время экипаж успел проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.