Американская компания Tier 1 Engineering испытала электрический вертолет, разрабатываемый в рамках проекта EPSAROD (Electrically-Powered Semi-Autonomous Rotorcraft for Organ Delivery, электрический полуавтономный вертолет для транспортировки органов). Как сообщает Defense Aerospace, испытания проходил демонстратор технологий, представляющий собой конвертированный в электрический обычный легкий четырехместный вертолет Robinson R44.
Многие разработчики авиационной техники сегодня ведут разработки электрических летательных аппаратов. Считается, что использование аккумуляторных батарей и электромоторов для движения воздушных судов не будет вредить экологии и существенно удешевит эксплуатацию таких летательных аппаратов. При этом электрические вертолеты будут лишены одного из главных недостатков своих обычных собратьев — относительно долгой предвзлетной подготовки, запуска двигателя и раскрутки винтов перед взлетом.
К настоящему времени электрический вертолет проекта EPSAROD совершил три полета. Первый из состоялся 13 сентября 2016 года. Вертолет приподнялся на небольшую высоту над землей и провисел так некоторое время. 14 сентября вертолет пролетел над взлетно-посадочной площадкой на небольших высоте и скорости. 21 сентября аппарат поднялся на высоту 122 метров и разогнался до скорости в 80 узлов (148 километров в час). Испытательные полеты проводились на полигоне Армии США в Лос-Аламитос в Калифорнии.
На конвертированный вертолет установили 11 литий-ионных батарейных модулей компании Brammo. Общая масса батарей составила 498,9 килограмма. На вертолете также заменили бензиновый двигатель на электрический, но при этом оставили «родные» управление и трансмиссию. В кабине пилота установили дополнительный жидкокристаллический дисплей, на который выводилась информация о крутящем моменте и мощности. Полет 21 сентября продолжался пять минут. За это время были потрачены 20 процентов заряда батарей.
Разработкой электрического вертолета сегодня также занимается американский авиастроительный концерн Boeing. Его летательный аппарат планируется использовать для индивидуальных и пассажирских перевозок в городе и пригороде. Концепт перспективного аппарата предполагает создание вертолета поперечной схемы, при которой вращающиеся в противоположные стороны несущие винты будут установлены на перпендикулярное фюзеляжу крыло. Предполагается, что дальность полета перспективного вертолета Boeing составит около 640 километров.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».