Иллюзия укороченного пальца прояснила особенности восприятия

Ученые из Левенского католического университета обнаружили, что оптические иллюзии способны влиять на физические ощущения тела и менять представление о его форме даже в тех случаях, когда человеку заведомо известно о том, что он имеет дело с иллюзией. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Авторы работы изучали восприятие добровольцев на примере следующей иллюзии: каждому участнику эксперимента на палец надевалась половинка полого мячика, и он должен был ответить, где именно, по его мнению, находится кончик его пальца. Исследователи провели два эксперимента, раскрывающие физические ощущения и рациональные ощущения во время иллюзии.

В первом случае, ученые использовали три мячика с различными диаметрами. Участники эксперимента держали на пальце половинку мяча и смотрели на нее сверху. Исследователи просили их при помощи указки обозначить, где, согласно их физическим ощущениям, находится кончик их пальца. В результате эксперимента авторы работы обнаружили иллюзию «укороченного пальца». Участники эксперимента в среднем «ошибались» почти на два сантиметра, показывая, что кончик пальца находится ниже края полусферы. Причем чем больше был ее диаметр, тем больше была ошибка. На основании этого ученые пришли к выводу, что мозг самостоятельно «дорисовывает» невидимую для человека часть мячика.

Во втором эксперименте исследователи использовали не только непрозрачную, но еще и прозрачную полусферу, а также непрозрачный плоский диск, который не создает иллюзии сферы. В этом опыте участников просили показать, где находится кончик их пальца согласно их мыслительной оценке и физическим ощущениям. В результате, значительные отличия в восприятии были обнаружены только в случае в непрозрачной половинкой мяча, в то время как для диска и прозрачной половинки такого эффекта не наблюдалось. Авторы считают, что это напрямую связано с тем, что прозрачная полусфера и диск не «обманывают» зрительную систему.

В итоге исследователи пришли к выводу, что оптические иллюзии могут менять представление о форме тела, причем даже в тех случаях, когда человек был предварительно ознакомлен с ними. По мнению ученых, размер ошибки в восприятии свидетельствует о том, что мозг человека «дорисовывает» половину мяча не до полной сферы, а скорее превращает ее в твердую заполненную полусферу (хотя о таком ощущении участники и не сообщали). Однако это может быть и связано с тем, что участники эксперимента не могут полностью абстрагироваться от рациональных суждений. Также авторы работы приходят к выводу, что визуальная информация и восприятие, а не воображение и знание о предмете, оказывает непосредственное влияние на физические ощущения и может создавать иллюзию «измененного» тела.

Ранее британские психологи исследовали влияние размера и формы бокала на восприятие объема находящегося в нем вина. Оказалось, что оценивая количество напитка в высоких бокалах, участники недооценивают его объем. В результате, при попытке наполнить его тем же объемом жидкости, что и в бокале сравнения, волонтеры, как правило, «наливали» большее количества вина, чем требовалось.

Понимание работы СМИ снизило склонность к теориям заговора