Форма бокала повлияла на восприятие объема вина

«Вакх»

Изображение: Микеланджело Меризи да Караваджо, 1596

Британские психологи исследовали влияние размера и формы бокала на восприятие объема находящегося в нем вина. Оказалось, что оценивая количество напитка в высоких бокалах, участники недооценивают его объем. В результате, при попытке наполнить его тем же объемом жидкости, что и в бокале сравнения, волонтеры, как правило, «наливали» большее количества вина, чем требовалось. Авторы отмечают, что подобные ошибки в оценке объемов приводят к увеличению скорости потребления алкогольных напитков, что небезопасно для здоровья. Исследование опубликовано в журнале PLoS One.

Исследование проводилось on-line, всего в нем участвовало 360 человек в возрасте от 18 до 68 лет. Авторы создали серии фотографий четырех бокалов разной степени заполненности: бокала сравнения, широкого бокала, высокого бокала и широкого бокала большого объема. Для того, чтобы нивелировать возможные эффекты, связанные с деталями формы сосудов, фотографии трех последних объектов были получены простым растяжением и масштабированием снимков бокала сравнения. Широкий бокал обладал тем же объемом, что и бокал сравнения, но был на 20 процентов шире, высокий бокал был той же ширины, но был на четверть вместительнее. Последний бокал обладал также на 20 процентов большей шириной, чем у «стандарта» и был на четверть более емким.

Участникам исследования предлагался снимок бокала сравнения, в котором содержалось 125, 175 или 250 миллилитров вина. Рядом с ним располагался снимок пустого, или наоборот, полного бокала измененной формы. С помощью колесика мыши волонтерам предлагалось наполнить этот бокал тем же объемом вина, что и в бокале сравнения. Шаг заполнения примерно соответствовал 5 миллилитрам. Каждый участник проходил 18 таких тестов с тремя разными бокалами, тремя разными объемами и двумя разными стартовыми состояниями заполняемого бокала (пустым и полным).

Оказалось, что в среднем участники «недоливали» вина в широкий бокал и «переливали» в высокий. В случае большого широкого бокала результаты оказались смешанными — при небольшом заданном количестве вина волонтеры недооценивали объем алкоголя в нем, в случае задачи налить 250 миллилитров, наоборот, переоценивали и «недоливали».

Отклонения от заданного объема были максимальны для 250 миллилитров в широком бокале — участники «недоливали» 32,5 миллилитра, и для 125 миллилитров в высоком бокале — в этом случае избыток вина составлял в среднем 27,5 миллилитра. Психологи связывают это с различными способами оценки равенства объемов. По мнению авторов, на оценку волонтеров влияла либо относительная заполненность бокалов, либо, дополнительно, размер бокалов. Вместе с тем, результаты не совпадают с гипотезой о том, что единственным фактором является уровень вина в бокале.

Психологи отмечают, что одно из ограничений исследования — использование фотографий бокалов с вином вместо реальных бокалов. Однако, аналогичные исследования, проводившиеся для оценки объемов пищи по фотографиям, оказались достаточно близки по результатам с исследованиями на реальных объектах.

Владимир Королёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.