В центре Москвы нашли арабские украшения времен сына Дмитрия Донского

Ученые из института археологии РАН при раскопках в Зарядье обнаружили артефакты времен правления Великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1.
При раскопках на месте великокняжеского Мытного (таможенного) двора, в юго-западном углу Китай-города, было найдено более десятка свинцовых пломб, датированных концом XIV века. Назначение таких пломб до сих пор неизвестно, однако ученые предполагают, что это таможенные пломбы. В слое, относящемся к XV — XVI векам, были найдены более крупные западноевропейские товарные пломбы.

"Такое "раздельное" появление "московских великокняжеских" и "товарных европейских" пломб встретилось нам впервые", - говорит руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН.

Помимо таможенных пломб, в слое, относящемся ко времени правления Василия I (1371 — 1425), были найдены московские монеты, нательные кресты, каменные и бронзовые иконки, а также редкие для Москвы металлические предметы с востока: бронзовое зеркало с арабской надписью, браслет с головой дракона, бляшка в виде лотоса, всего более 300 предметов.  По словам руководителя раскопок, до сих пор у археологов было «очень мало материала, относящегося к этой эпохе».

Ранее при раскопках в Зарядье археологи обнаружили улицу Великую, старейшую улицу московского посада, и, впервые за семь лет, берестяную грамоту.

Чередование эгоизма и кооперации в природе сравнили с поведением спинов атомов

Кристофер Адами и Аренд Хинтце из университета штата Мичиган предложили математическую модель возникновения механизмов кооперации в биологических популяциях. Она основана на принципах взаимодействия атомов и смене их спинов в модели Изинга, описывающей намагничивание веществ. Статью под названием «Термодинамика эволюционных игр» можно увидеть на ArXiv.org. Заметку о ней также можно прочитать на сайте MIT Technology Review.