Ученые из Института археологии РАН при раскопках в Зарядье обнаружили берестяную грамоту. Это первая подобная находка за последние семь лет, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1.
При раскопках на месте Мытного двора, в юго-западной части Китай-города в Зарядье, группа археологов обнаружила серию артефактов конца XIV века, среди которых оказалась берестяная грамота. Текст грамоты, его языковые и литературные свойства сейчас изучают лингвисты. Это четвертая по счету берестяная грамота, найденная на территории Москвы, причем среди найденных ранее грамот только одна содержала развернутый текст.
«Найденная теперь грамота – четвертая по счету. Но в известном смысле это первая подлинная грамота, отвечающая «новгородскому стандарту» – это частное письмо, написанное, буква к букве, отчетливым книжным почерком XIV века, на специально подготовленной полосе бересты», — объяснил руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН.
По словам руководителя раскопок, в грамоте идет речь о неудачной поездке в Кострому человека, имя которого остается неизвестным. Автор грамоты описывает поездку, обращаясь к адресату «господине». В письме говорится, что поехавших задержал некто, имевший на это право, и взял с них сперва 13 бел, да еще 3 белы. По неназванной причине автор письма отдает ему и его матери еще 20 бел «с полтиною». Бела – денежная единица небольшого номинала, сменившая ногату.
Ранее при раскопках в Зарядье ученые Института археологии РАН обнаружили улицу Великую — старейшую улицу московского посада, которая появилась, предположительно, еще в XII веке.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.