В Москве нашли первую за семь лет берестяную грамоту

Ученые из Института археологии РАН при раскопках в Зарядье обнаружили берестяную грамоту. Это первая подобная находка за последние семь лет, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1.

При раскопках на месте Мытного двора, в юго-западной части Китай-города в Зарядье, группа археологов обнаружила серию артефактов конца XIV века, среди которых оказалась берестяная грамота. Текст грамоты, его языковые и литературные свойства сейчас изучают лингвисты. Это четвертая по счету берестяная грамота, найденная на территории Москвы, причем среди найденных ранее грамот только одна содержала развернутый текст.

«Найденная теперь грамота – четвертая по счету. Но в известном смысле это первая подлинная грамота, отвечающая «новгородскому стандарту» – это частное письмо, написанное, буква к букве, отчетливым книжным почерком XIV века, на специально подготовленной полосе бересты», — объяснил руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН.

По словам руководителя раскопок, в грамоте идет речь о неудачной поездке в Кострому человека, имя которого остается неизвестным. Автор грамоты описывает поездку, обращаясь к адресату «господине». В письме говорится, что поехавших задержал некто, имевший на это право, и взял с них сперва 13 бел, да еще 3 белы. По неназванной причине автор письма отдает ему и его матери еще 20 бел «с полтиною». Бела – денежная единица небольшого номинала, сменившая ногату.

Ранее при раскопках в Зарядье ученые Института археологии РАН обнаружили улицу Великую — старейшую улицу московского посада, которая появилась, предположительно, еще в XII веке.

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.