Как придумать и начать свой VR-проект
В этом модуле вы узнаете:
• с чего начинается процесс разработки проекта — и пройдете первые его этапы;
• что на этих этапах должен делать заказчик, а что — команда разработки (и кто в нее входит);
• почему так важно делать прототип — грубую, но рабочую версию вашей идеи;
• и увидите, как делался реальный проект для известного заказчика — Третьяковской галереи.
Базово VR-проект состоит из тех же этапов, что и любой другой. Но профессионалы отрасли называют их по-своему. Ниже вы найдете карту такого проекта — она поможет вам говорить со специалистом на одном языке и понимать, какие задачи и результаты важны на каждом этапе.
Какой бы проект мы ни делали, мы всегда обсуждаем идею и приходим к общему знаменателю, затем делаем все подготовительные работы, чтобы идея стала явью, а в конце сдаем и принимаем результат. Ну и используем его, конечно. Вот как этот процесс выглядит во времени в случае с созданием VR-приложения — помните, что в зависимости от сложности решения сроки могут сдвигаться в большую сторону.
Любой VR-проект связан с разработкой программного обеспечения, выбором устройств для его запуска, созданием графики и другого сложного наполнения. Что бы вы ни хотели сделать — кино, игру для продвижения продукта или симулятор для обучения — без привлечения профессионалов к этому процессу не обойтись. Чтобы подрядчик начал работы, вам нужно зафиксировать с ним базовые договоренности. Для фиксации основных вещей нужен бриф — короткий документ. Для фиксации деталей — концепт, детальный документ на базе брифа. Мы разберем процесс на реальном проекте — серии ArtVR для Третьяковской галереи, а поможет нам в этом Павел Совушкин, UX-дизайнер из VRTech.
Познакомьтесь с проектом ArtVR — серией коротких игр, которые продемонстрируют особенности стиля разных художников в интерактивной манере. Надев VR-шлем, вы можете очутиться посреди мастерской выбранного художника и создать несколько уникальных полотен в его стиле. Вот как это выглядит:
Познакомьтесь с Павлом Совушкиным — вторым ментором курса. В этом видео он расскажет, как проходит стадия подготовки технического задания для проекта.
Лучший вариант — договориться о встрече на территории исполнителя: так представителям VR-студии будет проще продемонстрировать вам все возможности виртуальной реальности и свои работы в этой сфере. Сама встреча будет проходить в виде интервью. Ниже мы собрали диалог подрядчика и заказчика от компании, которая решила создать VR-проект для сотрудников. Узнайте, о чем вас могут спросить, и подумайте, как рассказали бы подрядчику о своей идее.
Конечно, возможны и другие вопросы. Будьте готовы к этому и старайтесь отвечать подробно — чем больше информации для размышления получит исполнитель, тем быстрее и качественнее вы заполните бриф и перейдете к обсуждению деталей: как должен выглядеть виртуальный мир, какие цвета и персонажи в нем могут быть и т. д. Все эти детали вы зафиксируете в концепции.
С момента согласования брифа и до конца проекта основная работа ложится на плечи исполнителя. Ваша задача как заказчика — вовремя включаться, отвечать на вопросы, предоставлять недостающую информацию и обратную связь, подключать коллег, которые могут выступить консультантами проекта.
Поначалу это может быть сложно: вместо яркого трехмерного мира придется ориентироваться на текстовые описания, рисунки и, если будет очень нужно, грубые 3D-модели. На языке исполнителя эти вещи называются так: концепция, концепт-арт и прототип.
Основная цель прототипа — дать вам «живьем» попробовать разные идеи, касающиеся ключевых деталей сюжета и ключевых взаимодействий пользователя с VR-миром. Иногда этот грубый 3D-набросок может сэкономить вам деньги и время, позволив отказаться от излишне сложных затей на старте проекта. Но сам прототип тоже будет чего-то стоить. Вот что следует держать в уме, решая, заказывать ли его.
Прототип — это сильно упрощенная по сравнению с финальным решением версия вашего будущего VR-мира. В нем может не быть утвержденных в концепте цветов, объектов и персонажей (скажем, вместо запланированного по сюжету гоночного автомобиля с лого компании может стоять параллелепипед, а вместо чашки — кубик). «Украшательства» специально не добавляют в прототип, чтобы не тратить время и деньги, а также дать глазу и мозгу сосредоточиться на идее, которую вы проверяете.
Как прототип помогает проверять гипотезы. Посмотрите на результат проекта ArtVR: продуманная локация, интересные механики, четкое управление фокусом внимания и действиями пользователя, возможность опубликовать результат в соцсети.
Команда VRTech делала такое приложение впервые, а у заказчика — Третьяковской галереи — тоже не было опыта и экспертизы, чтобы сразу сказать, «как будет лучше». Поэтому они собрали все гипотезы, которые нуждались в проверке, и в течение двух недель тестировали их на прототипе. Этап прототипирования помог им найти оптимальные ответы на следующие вопросы: