Энциклопедия коронавирусных слухов и фейков

Пополняемый каталог толков вокруг пандемии

Когда происходит катастрофа, техногенная, природная или гуманитарная (а пандемия коронавируса относится именно к таким ситуациям), люди начинают быстро и массово обмениваться информацией по поводу события. Причины такого поведения могут быть самыми разными: желание поддержать друг друга, предостеречь, нехватка информации или ее недостоверная оценка. Именно поэтому массовое распространение слухов, мемов и шуток можно считать попыткой выразить глубокие и не до конца отрефлексированные переживания по поводу непонятной ситуации в условиях неопределенности. Такие тексты, распространяясь по социальным сетям, из уст в уста обрастают подробностями, варьируются, попадают в СМИ и воспринимаются как фейковые новости. Однако «злонамеренного автора» нарративов о катастрофах в большинстве случаев не существует. Это легенды, слухи, толки — тексты, происхождение и закономерности трансмиссии которых можно выяснить и разложить по полочкам.

Команда городских антропологов и фольклористов из Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС собирает подобные реакции: истории, слухи, разного рода удивительные новости, которые появляются прямо на наших глазах и прямо или косвенно связаны с пандемией. Пополняемая «Энциклопедия слухов» создана, чтобы проанализировать такие истории, объяснить, как и почему они возникли, понять, какая часть информации является вымышленной, а какая — преувеличенной. Читайте эту энциклопедию и помогайте ее пополнять: внизу для этого есть специальная форма.

В «Энциклопедии» вы найдете несколько типов текстов.

Первый — это псевдомедицинские советы, данные якобы «молодым врачом из РФ Юрой Климовым, который работает с вирусом Ухани» или «известными израильскими врачами».

Второй тип представляет собой народные или религиозные рецепты: эти истории со ссылкой на авторитетного человека сообщают, что защититься от заражения или излечить вирус помогают, имбирь, привязанный к ноге, чеснок или крест на двери, нанесенный оливковым маслом.

Третий тип, весьма распространенный — алармистские предупреждения о том, что случится в ближайшем будущем или уже где-либо происходит: «Сегодня ночью черные вертолеты будут дезинфицировать город с воздуха, отойдите от окон, не выходите на улицу, передайте всем».

Четвертый тип — панические «свидетельства» о происходящем от первого лица. Стоит обратить внимание, что сами по себе эти свидетельства потенциально могут не быть фейком, хотя могут содержать преувеличение отдельных фактов или быть излишне эмоционально окрашены. Однако часто они отрываются от автора и, сохраняя структуру рассказа «от первого лица», начинают бродить по сети, обрастая все большими подробностями.

К пятому типу мы относим фабрикаты, то есть подделки официальных документов.

И наконец, шестой — рассказы об этиологии вируса, то есть истории (как правило, конспирологические) о его происхождении. Слухи могут иметь признаки разных типов, переходить из одного типа в другой. Вероятно и появление новых типов.

Над «Энциклопедией слухов» работают сотрудники Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС и группы «Мониторинг актуального фольклора», входящей в состав Лаборатории: Никита Петров (завлабораторией), Александра Архипова (руководитель группы), Дарья Радченко, Анна Кирзюк, Мария Гаврилова, Ирина Козлова, Сергей Белянин; Борис Пейгин — приглашенный сотрудник Лаборатории по программе «Карамзинские стипендии — 2020», предоставленного «Благотворительный фонд культурных инициатив» (Фонд Михаила Прохорова).

Редакторы «Энциклопедии» — Александра Архипова, Никита Петров

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Первобытные художники порисовали в пещере Лас-Чименеас около 19-17,5 тысячи лет назад

Археологи получили четыре новые радиоуглеродные датировки для этого памятника

Испанские археологи уточили время, когда создавались произведения палеолитического искусства в пещере Лас-Чименеас. Стилистика изображений и четыре новые радиоуглеродные даты позволили заключить, что они относятся к раннему мадленскому времени и датируются примерно 19–17,5 тысячи лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в European Journal of Archaeology.