Что взорвалось на полигоне в Архангельской области
Взрыв на полигоне ВМФ под Нёноксой в Северодвинске и последовавший за ним скачок радиационного фона неподалеку от места катастрофы вызвали множество слухов о том, что в Архангельской области произошел «второй Чернобыль». Местные жители кинулись в аптеки раскупать йод, а специалисты принялись гадать о том, что именно могли делать сотрудники «Росатома» на военном полигоне и как это происшествие может быть связано с новейшим оружием, анонсированным президентом России Владимиром Путиным в прошлом году. N + 1 пытается разобраться, что именно испытывали на полигоне в Архангельской области в тот день.
8 августа 2019 года на военном полигоне в Архангельской области неподалеку от Северодвинска во время испытаний произошла авария с человеческими жертвами. Погибли пять сотрудников государственной корпорации «Росатом», еще несколько человек получили ранения. По официальной версии, «трагедия произошла в период работ, связанных с инженерно-техническим сопровождением изотопных источников питания на жидкостной двигательной установке».
Впрочем, и официальное заявление, как письменное, так и видео, не прояснило ситуацию, а только ее запутало. Судя по заявлениям «Росатома», авария произошла с изделием, оснащенным «жидкостным реактивным двигателем», да еще и с изотопным источником питания.
Первое, что бросается тут в глаза, это формулировка «жидкостная реактивная двигательная установка». Обычно этот термин звучит как «жидкостная ракетная двигательная установка», так называют двигатели на жидком топливе, которые ставят на самые разные боевые и гражданские ракеты. Например, на космической ракете «Союз» стоят именно жидкостные ракетные двигатели, работающие на керосине и жидком кислороде. Существуют и твердотопливные ракеты.
«Реактивными» называют обычно авиационные двигатели — турбореактивные или прямоточные, все они работают на жидком топливе, поэтому формулировка «жидкостная реактивная двигательная установка» звучит странно — возможно, авторы сообщения перепутали термины. Но главные вопросы вызывает изотопный источник питания, абсолютно не стыкующийся с такой техникой.
Изотопный источник питания вырабатывает энергию за счет радиоактивного распада. Если очень грубо, это кусок делящегося материала, плутония или другого радиоактивного вещества. Эта энергия может использоваться как для нагрева, так и для получения электроэнергии с помощью термоэмиссионного преобразователя.
Но это не ядерный реактор. В реакторе идет управляемая цепная реакция, то есть он подходит близко к порогу, за которым цепная реакция становится лавинообразной. За счет этого реактор может вырабатывать значительно больше энергии, но он и сложнее, и опаснее РИТЭГа.
Изотопные источники питания чаще всего применяются в создании космических аппаратов, так как способны работать без подзарядки и смены топливных элементов очень долго, до нескольких десятков лет, в зависимости от выбранного изотопа.
Например, РИТЭГ космического аппарата «Вояджер-1», работающий на плутонии-238, будет способен обеспечивать электроснабжение почти пятьдесят лет, хотя к 2012 году его мощность уже упала более чем на 45 процентов.
Основные минусы изотопных источников питания связаны с тем, что они не позволяют регулировать получаемую энергию. Кроме того, их энерговыделение не очень велико по сравнению с массой самого источника питания. Для ракеты, время использования которой исчисляется минутами, использование такого источника питания достаточно странно.
Можно лишь предположить, что подобная технология используется для поддержания какого-то элемента изделия при постоянной температуре. Но это скорее из области теории и предположений.
Впрочем, большинство зарубежных средств массовой информации и блогеров решили по-другому и связали произошедшую аварию с разработкой ракеты «Буревестник».
Предполагается, что «Буревестник», по классификации НАТО SSC-X-9 Skyfall, это межконтинентальная крылатая ракета, оснащенная ядерной силовой установкой, обладающая неограниченной дальностью полета и возможностью сложного маневрирования для огибания рельефа и уклонения от противоракет противника.
Об этой ракете и ее близкой готовности к постановке на вооружение президент России Владимир Путин впервые рассказал в 2018 году в послании Федеральному собранию.
По информации из западных источников, эта ракета уже неоднократно испытывалась на Центральном полигоне на Новой Земле и на полигоне Капустин Яр. Известно, что с ноября 2017 года по февраль 2018-го было проведено четыре испытания и все они закончились неудачей. Российские военные якобы пытались найти одну из этих ракет, упавшую в Баренцево море.
О том, что и в этот раз на полигоне под Северодвинском взорвалась именно она, почти сразу написала американская расследовательская группа, менее чем через сутки получившая на руки спутниковые снимки российского полигона с отмеченными на них судами обеспечения, среди которых фигурирует теплоход «Серебрянка», использующийся для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов. Правда, стоит отметить, что это пока лишь версия без официального подтверждения.
Что же представляет из себя «Буревестник»? Несмотря на то, что разрабатывается эта ракета с 2001 года, информации о ней практически нет. Собственно, о самом ее существовании широкой публике стало известно именно в 2018 году, из слов президента.
До сих пор нет и четкого понимания, как именно устроена ее двигательная установка. Есть лишь версия, что это газофазный ядерный ракетный двигатель с рабочим телом из атмосферного воздуха.
Если упростить, то речь идет о небольшом реакторе, управляемая цепная реакция которого нагревает воздух, проходящий через воздухозаборник и выталкиваемый из сопла. Одновременно этот же воздух выполняет роль охлаждающего элемента реактора. Поэтому «существовать» такая ракета может только во время полета на огромной скорости, без охлаждения у нее сразу начнется расплав реактора.
Скорее всего, «Буревестник» имеет твердотопливный двигатель для разгона ракеты, после чего, уже на определенной скорости, активируется реактор. И при помощи ядерного двигателя ракета действительно может находиться в воздухе достаточно длительное время.
Сразу возникает вопрос о том, насколько сильно подобная двигательная установка будет загрязнять атмосферу. Скорее всего, на «Буревестнике» стоит реактор закрытого типа, в котором воздух с активной зоной реактора напрямую не контактирует, а значит, радиоактивный след от такой ракеты будет совсем небольшим.
На заре ядерных разработок предлагались к созданию и ядерные двигательные установки открытого типа, но вряд ли кому придет в голову реализовывать этот вариант в настоящее время.
Несмотря на сообщение ТАСС от 16 февраля 2019 года о завершении ключевого этапа испытаний ядерной энергетической установки для крылатой ракеты «Буревестник», многие специалисты сомневаются в возможности ее создания.
Например, авиационный эксперт Вадим Лукашевич предположил, что «Буревестник» — это разгоняемый твердотопливным ускорителем беспилотный аппарат, большую часть своего пути преодолевающий за счет электричества, получаемого от РИТЭГа. Проще говоря, это дрон с винтовым двигателем, в котором вместо аккумулятора используется РИТЭГ.
В настоящее время версий о том, что именно произошло на полигоне возле Северодвинска, очень много, и ни одна из них не имеет достаточно весомых подтверждений. Уверенно можно лишь утверждать, что произошел взрыв, ставший причиной гибели пятерых специалистов, сопровождавшийся выбросом радиоактивных веществ.
Впрочем, говорить о серьезном загрязнении нельзя, фон в Северодвинске повышался лишь на короткое время и незначительно.
Бóльшая часть сообщений о панике и страшном радиационном фоне не подтвердилась и была, как обычно, основана на нескольких анонимных сообщениях в сети.
В реальности фон в городе временно хоть и поднимался, по разным сообщениям, от 0,11 до 2 микрозивертов в час, считать это опасным нельзя. Например, во время полета в салоне самолета за счет высоты радиационный фон может достигать 3 микрозивертов в час. (Подробнее о воздействии радиации на организм вы можете из нашего материала «Шаги полураспада».)
Михаил Котов
Офис руководителя эксплуатационных испытаний Пентагона пришел к выводу, что легкие внедорожники американской армии ISV неэффективны в бою и миссиях по сотрудничеству в области безопасности и сдерживанию против практически равных угроз. Как сообщает Breaking Defense, они тормозят стрельбу солдат по противнику.