На край Вселенной

Почувствуй теорию относительности на себе: игра N + 1 и Издательства Яндекса

30 июня 1905 года в журнал Annalen der Physik пришла статья сотрудника патентного бюро в Берне, которого звали Альберт Эйнштейн. В 30-страничном тексте, озаглавленном “Zur Elektrodynamik bewegter Korper”, были изложены основы специальной теории относительности, которая произвела революцию в физике. Время и пространство перестали быть абсолютными, физические размеры тел и скорость хода часов теперь зависели от скорости и положения наблюдателя. Редакция N + 1 вместе с Издательством Яндекса предлагает читателям небольшой аттракцион: проверьте на себе релятивистское замедление времени и знаменитый парадокс близнецов.

В вашем распоряжении фантастические звездолеты, которые могут неограниченно долго увеличивать скорость (это действительно фантастическая способность — современные ракеты-носители могут разгонять спутники и космические корабли в лучшем случае десятки минут).

Выберите одно из мест назначения: ближайшая к нам звезда — Проксима Центавра, Траппист-1 — система, на планетах которой возможна жизнь, Центр нашей Галактики, соседняя галактика Туманность Андромеды или край наблюдаемой Вселенной. Или же вы можете самостоятельно выбрать расстояние, на которое хотите отправиться с Земли.

Теперь выберите космический корабль, на котором вы полетите: Endurance из фильма «Интерстеллар», «Юпитер-2» из сериала «Затерянные в космосе», летающую тарелку Рика из мультсериала «Рик и Морти» или «Серенити» из «Светлячка». У всех звездолетов разное ускорение (оно указано в долях от ускорения свободного падения g), и каждый из них летит с разной скоростью (в долях от c — скорости света).

Выбрали? Теперь нажимайте кнопку «Пуск» — и счастливого полета!

После игры мы предлагаем вам посмотреть видео, объясняющее, что такое специальная теория относительности:

Также мы решили ответить на некоторые вопросы, порой неожиданные, которые часто задают по поводу теории относительности в интернете.

Что такое СТО и ОТО и в чем разница между ними?
А когда обе теории относительности были созданы?
И да, зачем их вообще создавали?
А что такое принцип относительности?
Да, расскажите еще про замедление времени. Правда ли, что в космосе люди почти не стареют?
А как же парадокс близнецов?
А что такое «искривление пространства»? Как это вообще понимать?
Что происходит с гравитацией в ОТО? Школьная F=mg уже не работает?
А как проверить теорию относительности на практике? Это вообще возможно или ограничиваемся мысленными экспериментами?
Ну хорошо, все это очень интересно, но что следует из теории относительности? Какое у нее практическое применение? И оно вообще есть?
Если скорость света — абсолютный предел, то почему Вселенная после Большого взрыва расширялась быстрее скорости света?
Если не существует выделенных систем отсчета, то во Вселенной можно найти такой объект, относительно которого я двигаюсь со сверхсветовой скоростью. Тогда почему же скорость света считают предельной?
Можно ли хотя бы теоретически обойти ограничения теории относительности и двигаться быстрее света?
Чем ближе скорость объекта к скорости света, тем больше его масса. Означает ли это, что масса фотонов бесконечна?
Если для объекта, движущегося со скоростью света, время останавливается, то почему фотоны микроволнового фона «стареют» и становятся все более красными?
Чем быстрее вы движетесь, тем короче вы становитесь в длину. Заметит ли это сокращение космонавт, и не повредит ли оно его здоровью?

Владимир Королёв, Дмитрий Трунин