Пойдем полетаем

Организаторы конкурса по созданию ховербайков подвели итоги первого этапа

Организаторы конкурса GoFly назвали десять победителей первого этапа, на котором участникам надо было представить рендер, или 3D-модель, и базовое описание летательного аппарата для личного передвижения. Команды-победительницы получат по 20 тысяч долларов каждая и продолжат соревнование: впереди работа над прототипами, а на последнем, третьем этапе надо будет представить действующий образец летательного аппарата, способный принять участие в испытательных полетах. Основным спонсором конкурса выступает корпорация Boeing, призовой фонд GoFly составляет два миллиона долларов, причем победителя ждет половина этой суммы.

Технологические конкурсы, такие как GoFly, важны тем, что нередко их участники и особенно победители не останавливаются на достигнутом, а продолжают совершенствовать свои технологии и воплощать их в реальные продукты. К примеру, в 2005 году Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) провело конкурс среди создателей беспилотных автомобилей, победителем которого стала команда из Стэнфордского университета под руководством Себастьяна Труна. Трун решил не оставлять эту тему и вскоре возглавил проект беспилотных автомобилей в Google. Позднее это начинание было выделено в отдельную компанию Waymo, которая разработала самые совершенные на сегодняшний день беспилотные автомобили и ближе всех подобралась к их массовому использованию. Кстати, сейчас Трун возглавляет стартап Kitty Hawk, разрабатывающий одноместный летательный аппарат с горизонтальным взлетом и посадкой.

Организаторы конкурса GoFly, объявленного в 2017 году, преследуют похожую цель — создание одноместного летательного аппарата, способного преодолевать расстояние в 32 километра на одном заряде или заправке. При этом аппарат должен быть компактным, тихим и достаточно легким в управлении, чтобы им могли пользоваться обычные люди, а не только опытные пилоты. Также летательный аппарат должен уметь совершать взлет и посадку в вертикальном или почти вертикальном режиме. Подробное описание требований к такому аппарату опубликовано на сайте организаторов конкурса.

Конкурс поделен на три этапа: на первом из них команды должны представить описание своих проектов, на втором этапе им предстоит воплотить модель в реальный прототип, а итогом конкурса станут соревнования с испытательными полетами разработанных аппаратов. 14 июня завершился первый этап, и организаторы выбрали десять команд-победительниц, которые получат по 20 тысяч долларов для дальнейшего развития. На втором этапе победителей будет уже четверо, причем для победы не обязательно участие в первом этапе. Победители второго этапа получат уже по 50 тысяч долларов. Основные призы ждут тех участников, которые в конце 2019 года продемонстрируют качества своих прототипов в ходе реальных полетов, — победитель получит миллион долларов, а еще три команды разделят между собой 600 тысяч.

Мы предлагаем вам посмотреть на то, какими видят будущие летательные аппараты инженеры, участвующие в конкурсе:

ERA Aviabike

Аппарат ERA Aviabike разработан латвийским стартапом Aeroxo, который был основан в России и являлся резидентом фонда Сколково. В основном компания создает небольшие дроны-конвертопланы, один из которых в прошлом году использовался Сбербанком для доставки денег. В проекте пилотируемого электрического аппарата инженеры решили применить такую же схему — аппарат будет взлетать вертикально, а затем поворачивать блоки с винтами и переходить в горизонтальный полет. Он будет иметь максимальную взлетную массу 350 килограммов, сможет разгоняться до 250 километров в час и летать на расстояние до 80 километров. При этом управлять им можно будет как в ручном, так и в автономном режиме.

Blue Sparrow

Команда Blue Sparrow из Университета штата Пенсильвания выбрала для своего одноименного аппарата схему Y6, применяемую на некоторых дронах. В ней используются шесть роторов, но они расположены не на шести отдельных лучах, как у гексакоптеров, а на трех. При этом на конце каждого луча закреплено по два разнонаправленных винта, приводимых в движение электродвигателями. Каждый мотор будет управляться отдельно, что позволит удержать аппарат в воздухе в случае поломки одного из двигателей. Управление Blue Sparrow возложено на пилота, но аппарат будет снабжен системой, поддерживающей стабильность полета в автоматическом режиме.

Hummingbuzz

Инженеры из команды Технологического института Джорджии выбрали более минималистичную конструкцию. Они решили расположить седло и основные агрегаты своего летательного аппарата на трехлучевой раме, установленной над вентилятором в кольцевом обтекателе. По-видимому, управление аппаратом будет осуществляться наклоном корпуса пилота.

Vatgage

Vatgage, разработанный британской командой Leap, представляет собой ховербайк с пятью роторами, расположенными вокруг пилота. Сами роторы электрические, но энергию они получают от двигателя внутреннего сгорания. Разработчики выбрали такую схему из-за более высокой плотности энергии топлива по сравнению с аккумуляторами.

Mamba

Разработчики из Канзасского университета также выбрали двигатель внутреннего сгорания, но в их аппарате их шесть — по одному на каждый ротор. Четыре ротора используются для вертикального взлета и посадки, а еще два — для горизонтального полета. Команда уже планирует серийное производство, но предполагает, что аппарат получится довольно дорогим — 100-200 тысяч долларов.

Pegasus 1

Инженеры из команды Scoop, как и их коллеги из Blue Sparrow, выбрали схему Y6 с тремя парами разнонаправленных роторов. Они приводятся в движение гибридным двигателем. Роторы аппарата будут наклоняться для перехода между вертикальным и горизонтальным режимом полета.

S1

Нидерландская команда Silverwing использовала в своем проекте конструкцию типа «утка» с двумя электровентиляторами в кольцевых обтекателях, расположенных за спиой у пилота. Аппарат будет взлетать в вертикальном положении, а затем перемещаться в горизонтальное.

teTra 3

Аппарат teTra, созданный инженерами из компании iROBOTICS и Токийского университета, оснащен двумя парами роторов, повернутых примерно на 120 градусов относительно друг друга. Во время взлета они располагаются под одинаковым углом, после чего аппарат поворачивается для горизонтального полета, причем одна пара роторов вместе с крыльями удерживает аппарат в воздухе, а другая толкает его вперед:

Harmony

Аппарат Harmony, разработанный инженерами из Техасского университета A&M, имеет, пожалуй, самую необычную конструкцию из всех проектов-победителей. В нем используется два разнонаправленных винта, установленных на одной оси. Пилот при этом располагается над винтами, а сами винты не закрыты обтекателями, как в некоторых других проектах-победителях.

Flykart 2

Инженеры из компании Trek Aerospace подали на конкурс проект Flykart 2. Он оборудован десятью винтами, расположенными вокруг кресла пилота и питающимися от аккумуляторов общей мощностью 9,6 киловатт-часа. За счет этого он может разгоняться до ста километров в час и проводить в воздухе более получаса. Аппарат имеет размер 2 на 1,95 метра. Для того чтобы пилот и окружающие не поранились винтами, над лопастями установлены защитные рейки.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Крупнейший турбовинтовой самолет Cessna получил сертификат типа