Косатки — самые опасные хищники моря
Косатки или киты-убийцы (калька с английского killer whale) — крупнейшие из дельфинов, обитающие почти по всему мировому океану. По одной из версий, чересчур кровожадное название они получили по недоразумению. Их испанское имя ballenas asesinas, «убийца китов» перевели на английский, как кит-убийца. Косатки, конечно, хищники, и они действительно охотятся на китов, но на людей в дикой природе практически не нападают.
Древнейшие известные китообразные появились на Земле около 50 миллионов лет назад. Ближайшими их родственниками были парнокопытные. Как ни странно, внешне первые китообразные были похожи не на копытных и не на рыб, а на волков или собак, и охотились на водных животных. Пакицеты обитали на территории современного Пакистана (отсюда и название), и с современными китами их роднило строение зубов и особенности устройства внутреннего уха, которые встречаются только у китообразных.
Проводя все больше времени в воде, древние китообразные обзаводились приспособлениями, облегчавшими такой образ жизни. Например, представители семейства ремингтоноцетид, живших примерно 49-43 миллиона лет назад, отрастили перепонки на лапах, удлиненную морду и длинный хвост. Внешне они напоминали выдру. У протоцетид, живших примерно 48-35 миллионов лет назад, еще были развитые конечности, которые могли поддерживать тело на суше, но туловище уже напоминало дельфинье. Базилозавры, обитавшие в период 40-35 миллионов лет назад, были полностью водными животными.
Около 34 миллионов лет древние киты разделились на зубатых и усатых. Усатые киты расстались с зубами, а на верхней челюсти у них появились роговые пластинки — китовый ус, с помощью которого они процеживают мелких беспозвоночных и рыб. Зубатые киты, наоборот, сохранили зубы и пользуются ими до сих пор; научились слышать на ультразвуковых частотах и пользоваться эхолокацией для поисков добычи и навигации.
Косатки, по-видимому, появились около 11 миллионов лет назад, вскоре после отделения семейства дельфиновых от других зубатых китов. Предположительно, около 350 тысяч лет назад они расселились почти по всей планете, от Арктики до Антарктики и разделились на несколько типов, которые различаются и внешне, и по образу жизни.
У большинства косаток элегантная черно-белая окраска: черная спина с белыми пятнами за глазами и белым или серым седловидным пятном за спинным плавником, и белое брюхо. Некоторые антарктические популяции поменяли окраску с белой на желтоватую. Возможной причиной ученые считают обилие в местах их обитания диатомовых водорослей, которые образуют пленку на теле дельфинов. Особи разных типов отличаются друг от друга размерами и формой спинного плавника, царапинами и отметинами на нем, и формой и цветом седловидного пятна. По этим признакам зоологи распознают разные виды косаток.
Популяции разных типов либо живут оседло у побережий (в основном на севере северного полушария и на юге южного); мигрируют в прибрежных водах, или обитают в открытом океане (такие популяции изучены хуже всего). Оседлые и мигрирующие косатки общаются на разных диалектах и не спариваются друг с другом. По генетическим данным, косатки с тихоокеанского севера были прародителями атлантической популяции. Примерно 650 тысяч лет назад (в межледниковье) дельфины мигрировали в северную Атлантику, а потом часть из них вернулась обратно.
Косатки — социальные животные и обитают в сложных многоуровневых группах. Первый уровень, семейная группа состоит из самки-матриарха, ее сыновей, дочерей и «внуков» — детенышей дочерей. С учетом того, что самки становятся половозрелыми в 10 лет, размножаются до 40-45 лет (обычно они рожают одного детеныша в 3-8 лет), и могут дожить до 90, к одной семье может относиться четыре поколения. Состав этой группы постоянный, а участники редко расстаются друг с другом дольше, чем на несколько часов. Родственные семьи объединяются в стаи по 10-50 животных, которые проводят вместе как минимум половину времени. Стоит отметить, что самцы очень редко спариваются с самками из своей стаи. Несколько стай могут образовывать клан, участники которого общаются друг с другом на одном диалекте. Четвертый уровень — сообщество — образуется, если кланы периодически смешиваются между собой.
У мигрирующих, «транзитных» косаток социальное устройство попроще. Семьи, и соответственно, стаи у них меньше и их участники довольно часто отделяются от группы надолго или навсегда. Иногда самцы после того, как покидают семью, живут в одиночку, и присоединяются к какой-либо стае только на короткое время для спаривания.
Общество себе подобных очень важно для косаток. В частности, если самцы находятся «на отшибе» своей семьи, они умирают раньше своих более социальных родичей. А на продолжительность жизни самок бóльшее влияние оказывает не семья, а стая, хотя почему это так, ученые пока не выяснили. Интересно, что самка-матриарх, долго живущая уже после наступления менопаузы, увеличивает продолжительность жизни своих отпрысков.
Как и другие социальные животные, косатки общаются между собой. «Разговаривают» они с помощью набора щелчков, свиста и криков, которые они используют не только для общения, но и для поиска добычи и навигации. Известно, что у оседлых северных косаток помимо диалекта, который объединяет стаи и кланы, у отдельных особей есть своя вокальная «подпись». Косатки учат детенышей «семейному» диалекту, многократно повторяя звуки в первые недели после рождения малыша.
Вокализации оседлых косаток, обитающих вблизи Аляски.
Вокализации «транзитных» косаток.
В рацион косаток
около 140 видов птиц, млекопитающих, рыб и головоногих. В зависимости от места жительства дельфины специализируются на какой-то конкретной добыче. Кто-то питается только рыбой, кто-то — тюленями и китообразными, кто-то охотится на птиц, например, пингвинов. Понятно, что в зависимости от предпочтений меняются и стратегии охоты. Например, косатки, живущие у берегов Норвегии и питающиеся почти исключительно селедкой, охотятся на нее сообща, стаей. Они окружают косяк, и плавая вокруг него сбивают рыбу в плотный ком. Чтобы дезориентировать и ослепить рыбу, косатки бьют по воде хвостом и крутятся, показывая то белое брюхо, то черную спину. Другая северо-атлантическая популяция питается ластоногими. На них косатки охотятся семьями. Они плавают вдоль побережья в ожидании добычи, или караулят ее около «детских садов», где тюленихи рожают детенышей. Тюленей, пытающихся спастись на небольших льдинах, косатки окатывают водой, смывая их в море (
). Ластоногие, в свою очередь, спасаются от косаток на мелководье, куда те заплывать не любят. Еще тюлени научились распознавать звуки, которые испускают косатки, и об их приближении они узнают на 2-3 дня раньше, чем люди. Более того, они
диалекты разных популяций и не реагируют на «позывные» знакомых им групп рыбоядных косаток.
Косатки охотятся и на своих родственников - других китообразных. По рассказам канадских инуитов, дельфины охотятся на гренландских китов, которые гораздо крупнее их, нарвалов и белух. Гренландского кита команда дельфинов топит, не давая подняться на поверхность, или закрывает ему дыхало. Косатки могут бить кита хвостом, возможно, пытаясь сломать ему ребра и, фактически есть его заживо, кусая за брюхо. С нарвалами и белухами они поступают так же, но стараются нападать на самок и детенышей нарвалов, и не трогать самцов нарвалов, которые могут ранить или убить их рогом.
Вопреки устоявшемуся мнению, которое подкрепляется и названием, косатки крайне редко нападают на людей в дикой природе. До сих пор было зафиксировано несколько случаев, когда дельфин пытался поймать человека на льдине, вероятно, приняв его за добычу. Ни один из них не привел к гибели людей.
Екатерина Русакова
Пептиды сохранились в сосудах майкопской культуры
Молекулярные биологи исследовали семь металлических сосудов, найденных на памятниках майкопской археологической культуры раннего бронзового века. На внутренней поверхности двух бронзовых котлов ученые обнаружили пептиды, свидетельствующие о том, что в IV тысячелетии до нашей эры в этой посуде готовили мясо, кровь и молоко домашних и, возможно, диких животных. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience.