Самцы косаток, находящиеся далеко от центра своей группы, умирают чаще своих более социальных сородичей. Это выяснили британские и американские ученые, которые проанализировали данные о жизни животных на территории восточного побережья Тихого океана. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.
На смертность животных в дикой природе влияют множество различных факторов. В случае со стайными животными, такими, как, например, косатки (Orcinus orca), это могут быть социальные факторы: размер стаи, нахождение в иерархии или наличие пары. Авторы новой работы решили проверить гипотезу о связи между социальными взаимодействиями косаток и их смертностью. Для этого они использовали данные о жизни животных на побережье Британской Колумбии, Канада, и штата Вашингтон, США, собранные с 1976 по 2010 год.
Исследователи собрали данные о социальных взаимодействиях косаток в нескольких социальных группах в рамках одной большой стаи. Особи считались входящими в одну социальную группу, если между ними при взаимодействии было не более трех длин тела средней особи. Ученые также записали среднее время взаимодействия каждой особи с другими в сутки и количество вовлеченных в каждое взаимодействие косаток. Кроме того, ученые также собрали данные о распространенности на изучаемой территории чавычи, рыбы из семейства лососевых, — главного источника пропитания косаток.
Авторы выяснили, что «центральность» отдельной особи в рамках одной социальной группы была значительно (p = 0,0009) связана с его выживаемостью: так, например, особи, которые находились в центре своей социальной группы, умирали на 10 процентов реже в возрасте двадцати лет, чем их менее социальные сородичи. Такая тенденция, однако, наблюдалась только у мужских особей: социальные связи женских особей косаток не коррелировали (p = 0,112) c их смертностью.
Далее ученые проследили зависимость смертности мужских особей косаток от их социального взаимодействия в года бескормицы и наличия нормального количества чавычи. Они выяснили, что косатки, находящиеся далеко от центра своей социальной группы, чаще (p = 0,0001) умирают в года низкого распространения рыбы, чем в года, когда пропитание более доступно.
На основании полученных данных ученые сделали вывод, что повышенная смертность одиноких косаток может быть связана с тем, что животные с более прочными социальными связями имеют больший доступ как к групповой информации (например, о местоположении еды или возможного неприятеля), так и к пропитанию в периоды бескормицы. Отсутствие подобной тенденции среди косаток женского пола авторы связывают с тем, что они отличаются от мужских особей по размерам, пищевым привычкам и необходимости социального взаимодействия.
Косатки, как очень социальные животные, имеют хорошо развитую систему вокализации, из которой даже можно выделить отдельные диалекты — об этом вы можете прочитать здесь. О том, почему косатки, живущие в неволе, испытывают проблемы с зубами, читайте в этой заметке.
Елизавета Ивтушок
Испытывают ли мухи страх
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Ученые давно изучают эмоции с помощью фМРТ. Однако в последние годы [note=5141|выводы], основанные на этих данных, все чаще ставятся под сомнение. Нейробиолог Дэвид Андресон уверен, что новые методы, в отличии от томографических, могут приблизить нас к ответам на вопросы о природе и предназначении эмоций. В книге «Природа зверя: Как эмоции управляют людьми и другими животными» («Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Марией Багоцкой и Павлом Купцовым, он рассказывает, как изучение мозга у модельных организмов, например мышей или дрозофил, позволяет лучше понять фундаментальные основы эмоций. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, какие выводы можно сделать, наблюдая за реакцией плодовых мушек на мухобойку.