Жизнь в мертвой зоне II

Звери и птицы зоны отчуждения Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария. Первое сообщение об ней появилось только 27-го числа, через 36 часов после аварии. Тогда же сообщалось о временной эвакуации людей — всех обещали вернуть домой не позднее, чем через три дня. 28 числа о произошедшем на Чернобыльской АЭС коротко, всего в несколько строк, сообщил ТАСС.

Эвакуация продолжалась несколько дней: вслед за Припятью стали вывозить жителей близлежащих регионов. Всего свои дома покинуло несколько сотен тысяч человек. Вокруг Припяти образовалась зона отчуждения, известная как мертвая зона.
Довольно скоро место ушедших людей заняли животные. Биосфера мертвой зоны является предметом активного интереса, например, со стороны ученых. Совсем недавно, например, было установлено, что у обитающих в зоне аварии мышей плохое зрение. Раньше было известно, что острое облучение в дозах в несколько десятых грей вызывает изменение в хрусталике человека, а вот что происходит со зрением у млекопитающих при длительном воздействии радиации сравнительно малой интенсивности, известно не было. Оказалось, что зрение ухудшается, причем, только у самок.
Животные мертвой зоны представляют интерес не только для ученых. Самый известный проект, связанный с ними — это проект фотографа и эколога Сергея Гащака. Он снимает животных мертвой зоны с 1995 года. Для работы он использует фотокапканы — устройства, которые срабатывают автоматически при приближении животных. Год назад, 28 апреля 2015 года, мы делали подборку фотографий Гащака. Вот продолжение истории.

Андрей Коняев