Жизнь в мертвой зоне

Звери и птицы зоны отчуждения Чернобыльской АЭС

В прошлое воскресенье исполнилось 29 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. С тех пор в зоне отчуждения нет людей, кроме небольшого количества вахтовиков и самоселов. Остались брошенные поселки, деревни, техника. Следы присутствия человека есть, но самих людей нет. Их место заняли животные.

На территории зоны находятся одиннадцать объектов природно-заповедного фонда Украины и Полесский государственный радиационно-экологический заповедник Беларуси. Поскольку современная зона отчуждения постепенно превращается в резерват для жизни редких животных, биолог Сергей Гащак в рамках британо-украинского проекта

установил 42 автоматических камеры для изучения влияния радиации на дикую природу.

Присутствие человека мешало многим животным куда сильнее радиации — опустевшие земли заросли лесом, на них поселились дикие звери. Даже на футбольном поле вырос лес в окружении трибун. Радиация почти не влияет на экосистему зоны, за исключением нескольких сильно загрязнённых участков.

В зоне отчуждения гнездятся серые журавли, встречается белохвостый орлан. Кабаны, лоси и косули заселили леса и не боятся забредать в поисках пищи и укрытия в брошенные деревни. Животные поменьше, такие как барсук, заяц и ондатра тоже чувствуют себя комфортно. Само собой, хищники не прошли мимо такой кормовой базы. Впервые за долгие годы в этих местах появился медведь, увеличилось поголовье рысей, лис и волков.

Есть в Зоне животные, никогда не водившиеся в этом районе. В 90-е сюда завезли зубров и лошадей Пржевальского, которые успешно прижились и размножаются. К сожалению, со стороны Украины так и не был организован единый заповедник и процветает браконьерство, в результате чего многие лошади были убиты.

В Египте найдены самые древние «монументальные» иероглифы