«Средневековье на Руси. Кощеево царство, народные поверья, колдовство и женская доля»

Что нам известно о смердах

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Средневековье началось в конце V века и в XV веке. С одной стороны, это было время эпидемий и войн, с другой — важных открытий. В книге «Средневековье на Руси. Кощеево царство, народные поверья, колдовство и женская доля» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») этнографы Наталья Серегина и Надежда Адамович рассказывают, что в это время происходило в Восточной Европе. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным смердам.

Смерды и прочее простородие

Из школьного курса истории, а также из фильмов и произведений литературы мы знаем, что смерды были основной категорией сельского населения Руси. Но вот понять и окончательно решить, что же собой представляла эта категория, ученые пока так и не смогли. Историк Александр Пресняков (1870–1929) справедливо заметил:

Вопросу о древнерусских смердах суждено, по-видимому, оставаться крайне спорным — надолго, быть может, навсегда. Причина тому в скудости данных, какими располагаем.

Из массы предположений и гипотез можно выделить три основных.

По одной из версий, смерды (кмети) были свободными простолюдинами. Они обрабатывали свою землю, вели свое хозяйство и формировали высший слой сельского населения, обязанный состоять на военной службе у князя.

В другой версии утверждается, что смерды были людьми зависимыми: от князя или от частных землевладельцев. Дело в том, что их положение, похоже, почти не отличалось от холопьего; есть даже гипотеза, что они произошли от посаженных на землю холопов. То, что в XI–XII веках смерды не обладали всей полнотой прав, многие видят в нормах Русской Правды: за убийство смерда взималась такая же вира, как за убийство холопа, — 5 гривен. В отсутствие сыновей имущество смерда наследовал князь. От холопа отличало смерда, пожалуй, лишь одно: в случае судебного разбирательства пытать его можно было только по разрешению князя.

Согласно третьей версии, некоторые смерды были свободными, а некоторые — зависимыми. И скорее всего, в разных землях на Руси положение смерды занимали разное. В Новгороде и Пскове, например, они зависели от горожан, начиная с бояр и заканчивая черным людом. А в Галицко-Волынском княжестве так называли рядовых воинов родом из сельской местности.

А вот церковнославянский словарь, изданный в начале ХХ века, приравнивает смерда к человеку низкого происхождения и отмечает, что в древности так называли всех, кто брал на себя «черную работу». Согласно этому источнику, свободные гнушались заниматься таким трудом, считая его уделом рабов, а потому смерды, хоть и были свободны, своим выбором занятия низводили себя по социальной лестнице до уровня холопов и потому лишались некоторых привилегий, например поступать на военную службу.

На Руси смердам жилось, похоже, намного проще, чем европейским крестьянам. Земли в ту пору хватало на всех: люди могли охотиться и ловить рыбу. Известно, что некоторые смерды были настолько зажиточны, что вполне могли откупиться от необходимости служить (если таковую для них устанавливали). Другие смерды, не желающие идти в воины, поставляли лошадей для конницы. В период феодальной раздробленности положение смердов ухудшилось: их села разоряли не какие-то степняки, а соседние князья и уводили в полон.

Представитель сельского населения удостаивался в письменных источниках и других названий: сирота, селянин, мирянин и кметь. В документах XIV–XVI веков встречаются старожильцы (судя по всему, старожилы), новопорядчики (переселенцы), серебреники (поступившие в зависимость за плату), деревенские бобыли, монастырские «детеныши». Весь этот народ объединяли в одну категорию, которую называли по-разному: людие, простолюдие, черные люди.

В 1391 году в уставной грамоте митрополита Киприана впервые появился термин «крестьяне»: «И Киприян митрополит так рек игумену и христианом монастырским: ходите вси по моей грамоте, игумен сироты держи и сироты игумена слушайте». Грамоты XIV–XV веков рисуют нам права и обязанности крестьянства того времени. Крестьяне могли жить на землях княжьих, монастырских и других владельцев и переходить с одной земли на другую в Юрьев день. Они должны были работать на этих землях, платить оброки, подати и другие повинности. Подчинялись крестьяне общему суду, если только землевладелец не обладал привилегией совершать над крестьянами свой суд.

Подробнее читайте:
Адамович, Н. Средневековье на Руси. Кощеево царство, народные поверья, колдовство и женская доля / Надежда Адамович, Наталья Серегина. — Москва : МИФ, 2025. — 352 с. : ил. — (Страшно интересная Россия).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.