Злобные красные карлики

Перст Фомы #31

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

На завтрак, обед и ужин у вас арбуз? Ноль процентов осуждения, сто процентов понимания. К тому же, из арбузного марафона можно извлечь не только удовольствие, но и пользу — просто не выкидывайте корку. Она пригодится китайским ученым, чтобы сделать дешевые ион-селективные мембраны — материалы, которые позволяют отделить положительные ионы от отрицательных (их используют, например, для фильтрации воды или захвата углекислого газа).

Чтобы сделать подобную мембрану из арбуза, ученые отделили от него кожуру, заморозили ее до —20 градусов Цельсия и нарезали пластинками толщиной 75 микрометров. Оказалось, что кожура состоит из целлюлозных и гемицеллюлозных канальцев, внутри которых находится пектин. Такая комбинация позволяет кожуре впитывать воду и сохранять форму. Причем арбузная мембрана оказалась не хуже тех, что есть сейчас на рынке, — и поэтому вполне может скоро появиться в продаже. Как материаловеды пришли к идее искать новые материалы в природе — рассказывают Андрей Коняев и Ирина Воробьева в 31 выпуске подкаста «Перст Фомы».

Еще ведущие обсуждают вулканы на суперземле, смеются над распилом трубы Большого адронного коллайдера и объясняют, зачем новозеландские трюфели стали разноцветными. Также в эпизоде — крепкий броманс пауков-птицеедов с лягушками и змеями, копья неандертальцев и отказ подростков от использования презервативов.

Другие выпуски «Перста Фомы» смотрите на YouTube — подкаст выходит каждую неделю.