Пауки-птицееды ужились с лягушками и змеями

Другими их соседями оказались сенокосцы, фрины, термиты и даже муравьи

Зоологи выяснили, что пауки-птицееды часто делят убежища с другими животными. Чаще всего это мелкие лягушки и жабы, которые получают от пауков крышу над головой и защиту от хищников, а взамен борются с мухами и муравьями, которые могут погубить паучьи яйца. Однако, как отмечается в статье для журнала Journal of Natural History, соседями птицеедов также могут быть змеи, фрины, сенокосцы и термиты. Порой эти пауки уживаются даже с муравьями. Впрочем, взаимоотношения с последними у них в целом сложные; по мнению авторов, птицееды могли стать такими волосатыми именно для защиты от кочевых муравьев.

Пауки-птицееды (Theraphosidae) — грозные хищники. Они охотятся на крупных беспозвоночных и мелких позвоночных из засады и убивают их укусом ядовитых хелицер. Тем удивительнее, что порой в одних норах, дуплах или других убежищах с птицеедами живут мелкие лягушки и жабы. Пауки не только не нападают на них, но и защищают от других хищников. А вот какую пользу амфибии приносят своим покровителям, пока не до конца ясно. Согласно одному из предположений, они очищают убежища от паразитоидных мух-горбаток (Phoridae) и привлеченных объедками муравьев, которые могут погубить паучьи яйца. Хотя впервые сожительство птицеедов и лягушек было впервые описано еще в 1936 году, оно остается не слишком хорошо изученным. Кроме того, в литературе упоминаются случаи соседства этих пауков с другими животными, но о них известно еще меньше.

Команда зоологов под руководством Алирезы Замани (Alireza Zamani) из Университета Турку решила подробнее изучить потенциально взаимовыгодные отношения птицеедов с лягушками и другими животными. Для этого исследователи поискали упоминания о них в научных публикациях и на порталах iNaturalist, Facebook* и Flickr. Кроме того, в выборку были включены наблюдения, сделанные самими авторами. В результате Замани и его коллегам удалось обнаружить в научной литературе сведения о 29 случаях сожительства пауков-птицеедов с бесхвостыми амфибиями. Они были зарегистрированы в 12 странах Северной и Южной Америки, Африки и Азии. К ним авторы добавили еще 63 новых случая из 10 стран. В частности, они впервые выявили потенциально мутуалистические взаимоотношения птицеедов и амфибий в Бразилии, Чили, Доминиканской Республике и на Филиппинах.

Птицееды из подсемейства Theraphosinae сожительствовали с амфибиями чаще всего. На них пришлось 83 из 92 подобных случаев. В частности, в литературе и соцсетях регулярно упоминалось соседство вида Aphonopelma hentzi, распространенного на юге США и в Мексике, с оливковыми узкоротами (Gastrophryne olivacea) и каролинками (G. carolinensis) (они являются специалистами по охоте на муравьев). Всего же за участием в подобных взаимоотношениях были замечены представители нескольких десятков видов птицеедов из шести подсемейств и разнообразные жабы (Bufonidae), квакши (Hylidae), узкороты (Microhylidae) и их родственники из ряда других семейств. Как правило, в одном паучьем убежище жило сразу несколько амфибий одного вида, в отдельных случаях до двадцати двух особей.

Затем Замани с коллегами сосредоточили внимание на потенциальном симбиозе птицеедов с другими животными. В частности, они описали три случая, когда эти пауки соседствовали со змеями. Свидетелем первого из них стал один из авторов работы. В мексиканском штате Герреро он обнаружил нору, в которой находилась крупная самка птицееда Brachypelma boehmei — а недалеко от нее лежала свернувшаяся кольцами ужеобразная змея Sonora michoacanensis длиной около 30 сантиметров. Паучиха не проявляла никаких признаков агрессии к рептилии. Два других случая были выявлены на платформе iNaturalist. В Демократической Республике Конго в убежище птицееда из рода Phoneyusa была найдена неидентифицированная мелкая змея голубого цвета; а в Техасе птицеед Aphonopelma armada соседствовал с узкоротой змеей Rena dulcis. Другими сожителями птицеедов оказались не относящиеся к паукам паукообразные: фрины (Amblypygi) (шесть наблюдений в Латинской Америке) и сенокосцы (Opiliones) (восемь наблюдений в том же регионе).

В литературных источниках Замани и его коллеги обнаружили два упоминания о том, как латиноамериканские птицееды жили по соседству с муравьями — насекомыми, которые часто охотятся на пауков. Кроме того, авторы описали похожие примеры из личного опыта. Во время исследований в Центральной и Южной Америке они несколько раз становились свидетелями, как птицееды разных видов, в основном молодые особи, делили убежища с муравьями или даже жили в муравейниках. Еще четыре потенциальных примера такого поведения из Индии и Таиланда были выявлены на платформе iNaturalist. В ряде публикаций упоминались случаи, когда птицееды из Латинской Америки, Индонезии и с Сейшельских островов устраивали жилище в колониях других общественных насекомых — термитов (Isoptera). Авторы дополнили этот список рядом примеров из Латинской Америки и Южной Африки. Впрочем, они признают, что птицееды, скорее всего, регулярно охотятся на термитов, с которыми соседствуют, так что их отношения сложно назвать мутуалистическими.

Результаты исследования демонстрируют, что птицееды способны вступать в симбиотические — в широком смысле этого термина — отношения с представителями целого ряда других групп. В частности, с бесхвостыми амфибиями их связывает факультативный мутуализм, участники которого способны жить независимо друг от друга, но выигрывают от сотрудничества. При этом пауки, судя по всему, готовы соседствовать лишь с определенными видами лягушек, в то время как другие вызывают у них агрессию. Следует также отметить, что многие из амфибий, живущих в убежищах птицеедов, ядовиты или неприятны на вкус; это может объяснять, почему их покровители на них не нападают.

Взаимоотношения птицеедов с муравьями более сложные. Наблюдения показывают, что в некоторых случаях этим беспозвоночным удается уживаться друг с другом. В других кочевые муравьи посещают занятые птицеедами норы, съедают остатки пищи и уходят, не пытаясь нападать на хозяина. Замани и его коллеги отмечают, что в целом муравьи довольно редко убивают птицеедов — хотя те и являются для них желанной добычей. Возможно, это связано с тем, что все тело этих пауков покрыто длинными густыми волосками, из-за чего им трудно наносить укусы. Авторы допускают, что птицееды стали такими мохнатыми, чтобы обезопасить себя от кочевых муравьев. Это согласуется со сделанными ранее выводами, согласно которым эти пауки с аналогичными целями покрывают кладки яиц жгучими волосками. Также не исключено, что птицееды выделяют неприятно пахнущее вещество из эпидермальных желез и отпугивают им муравьев.

Ранее мы рассказывали о том, как арахнологи переоткрыли паука Nemesia berlandi, обитающего на севере Португалии. Данный вид был описан по двум самкам, добытым в 1931 году, и с тех пор не попадался на глаза ученым. Однако в 2011 году исследователям удалось найти норы, которые, как они предположили, принадлежали N. berlandi. А в прошлом году они обнаружили в одной из них соответствующую описанию вида паучиху — причем с детенышами.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.

Остынь, суслик!