«350 лет современной моды, или Социальная история одного обыденного явления»

Как развивалась испанская текстильная промышленность

Современная мода — это многомиллиардная индустрия, которая подчинила себе национальные обычаи западной цивилизации и в результате глобализации захватила весь мир. В XXI веке она переживает кризис перепроизводства, ставший причиной экологических проблем и нарушения прав человека. В книге «350 лет современной моды, или Социальная история одного обыденного явления» (издательство «Издательские решения») эксперт моды Катерина Михалева-Эгер рассказывает о том, когда возникла современная система моды, какие идеи лежали у ее основания и чем она руководствуется сегодня. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель». Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, который рассказывает, как испанские дворяне-овцеводы объединились, чтобы добиться привилегий и расширить свое влияние, но нанесли ущерб экономике Испании.

Текстильная индустрия: древние традиции и Ме́ста

С точки зрения материальной базы Испания Золотого века имела все шансы стать если не центром европейской моды, то как минимум построить мощную текстильную базу для нее. Наряду с Англией Иберийский полуостров был традиционно крупнейшим производителем шерсти в Европе. Кастильские овцы-мериносы считались лучшими. Еще в I в. до н.э. римлянин Колумелла, живший в испанском Кадисе, в качестве эксперимента стал скрещивать и разводить овец для производства шерсти. Колумелла скрестил лучшую кроссбредную породу овцы «Тарантино» с дикой овцой с белой шерстью, что привело к прекрасным результатам — выведению тонкорунных мериносовых овец. Из их шерсти производили ткани и одежды для римских легионеров.

Завоевавшие в VIII в. Иберийский полуостров арабы привезли с собой с востока секреты ткачества и выделки шелка. Обосновавшись в Испании, они продолжали сохранять связи с более культурными странами и народами Передней Азии и многое заимствовали у тех. В занятых арабами частях Испании стало широко применяться орошение, что позволило развивать шелководство, получило большее распространение овцеводство. В то же самое время улучшился ткацкий промысел.

Во времена раннего Средневековья страны Европы получали драгоценные ткани не только из арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, но и из Сицилии и мавританской Испании.

В XIII в. кардинал Барберини сообщает, что в испанской Севилье и в Каталонии установлено 16 тысяч ткацких станков очень высокой производительности. На них ткали качественные шерстяные ткани, которые вывозились в Византию, Египет и Грецию. Крупным текстильным центром стала Барселона.

Прикладное искусство, известное как «испано-мавританское», достигло высочайшего совершенства. В ремесленных мастерских, помимо изделий из слоновой кости, фаянсовой посуды и великолепно украшенного оружия, вырабатывались парча и драгоценные шелковые ткани. В прикладном искусстве Испании взаимодействие арабских и испанских художественных традиций прошло несколько различных этапов. В более ранние периоды господствовали собственно арабские декоративные мотивы. Позже они своеобразно и ярко сочетались с элементами европейского декора, которые постепенно становились ведущими. Сохранились наиболее древние фрагменты тканей IX в. и главным образом X–XII столетий. Виртуозной изощренностью геометрического орнамента отличаются ткани т.н. типа альгамбра XIV–XV вв.

В XVI в. кастильцы продолжали производить шерсть, а ткачи в Толедо, Севилье, Гранаде — шелковые ткани, рытый бархат с золотой и серебряной нитью, драгоценную парчу, из которых шился испанский костюм.

Особое место в истории мировой текстильной промышленности занимает могущественное объединение испанских дворян, занимавшихся перегонным овцеводством, — печально знаменитая Ме́ста. В 1273 г. король Кастилии Альфонсо X Мудрый (1252–1284) с целью экономической кооперации знатных людей Леона и Кастилии, занимавшихся овцеводством, выпустил декрет, объединивший «всех пастухов Кастильи в почетную ассамблею». В 1347 г. указом Альфонсо XI (1312–1350) это объединение дворяновцеводов получило название «Ме́ста» (исп. Mesta, Honrado Concejo de la Mesta). На протяжении 500 лет эта организация обладала привилегиями по выращиванию мериносовых овец в Испании. Ни в одной стране мира вплоть до XVIII в. не создавалась подобная корпорация. Но несмотря на все эти привилегии Места никогда не стала для Испании тем, чем стал Лион для Франции и всей мировой моды. И дело в принципиально другой, небуржуазной сути этого объединения. Ряд российских историков (А. Д. Кузьмичев, С. К. Никитина) считают Места аналогом средневековых торговых и ремесленных гильдий, но, на мой взгляд, она представляла собой олигархический профсоюз с огромными привилегиями, порой совсем неэкономического характера. Так, члены Места — в отличие от большинства испанских дворян — были освобождены от военной службы и обязанностей в суде. В начале XVII в. поголовье скота, которым владела Места, насчитывало несколько миллионов голов. И каждую весну огромные стада, пожиравшие всё на своем пути, перегоняли с зимних пастбищ на равнинах Андалусии и Эстремадуры на летние — в сьеррах и на горных плато Кастилии, с которых они вновь спускались осенью.

Овец перегоняли по дорогам-каньядам (исп. cañadas), которые прокладывали через виноградники, луга и поля, невзирая на то, что те могли принадлежать крестьянам и городским жителям. Так, многие центральные улицы Мадрида — суть бывшие каньяды. Крестьянам было запрещено возводить изгороди на маршрутах перегона овец для защиты своих наделов, и овцы уничтожали их посевы.

Места была очень влиятельна и имела свою жесткую организационную структуру: с 1500 г. ее члены дважды в год проводили ассамблеи, на которых обсуждали текущие вопросы и избирали руководителей. На рубеже XV–XVI вв. территория пастбищ в Испании была существенно увеличена специальными королевскими указами, причем новые земли, выделенные под них, были «навечно» закреплены именно за членами Месты. Земельный передел, осуществленный за счет сокращения пахотных земель, был произведен для увеличения экспорта шерсти в страны Западной Европы. Крестьяне жаловались королю на гильдию овцеводов Месту. Но их король Филипп II (1527–1598) игнорировал эти жалобы, т.к. и сам получал большой доход от шерсти.

Первоначально Места способствовала развитию и рационализации перегонного скотоводства, но в скором времени ее аппетиты стали расти и деятельность, наносившая большой ущерб другим отраслям экономики, стала тормозить развитие всей Испании и послужила причиной постепенного общего упадка аграрного сектора экономики страны в XVI веке, а также опустынивания некоторых районов. Ни одна отрасль не может эффективно развиваться в изоляции за счет других отраслей, поэтому испанцы перестали самостоятельно перерабатывать шерсть, а начали отправлять ее в Голландию, Францию и Англию, где из нее изготавливались ткани, которые продавали испанцам же, но уже по гораздо более высокой цене.

Королевские привилегии для членов Месты были наконец ограничены лишь к XVIII в., а сама она как объединение прекратила свое существование только в 1836 г.

Упразднение Месты произошло по многим причинам, среди которых были как массовые протесты доведенных до отчаяния крестьян против привилегированных перегонов, так и потеря испанской шерстью конкурентоспособности на европейском рынке. Так организационная структура, которая могла бы способствовать созданию мощной текстильной и модной индустрии, в погоне за сверхприбылью и при полной политической вседозволенности собственными руками привела эту индустрию к упадку.

Эта история со всей очевидностью показывает, что никакие организационные усилия и привилегии для отдельной отрасли сами по себе не дают эффективного результата, если не ведут к развитию индустрии и общества в целом, т.е. когда нет верного экономического расчета и прозрачных целей. При развитии лионских мануфактур Франция ориентировалась на меркантилистские идеи и общегосударственную выгоду, четко вытекающую из увеличения объема налогов и положительного торгового баланса, тогда как испанские власти исходили лишь из узких эгоистичных кастовых интересов, совершенно не рассматривая последствия для страны и населения в целом.

Подробнее читайте:
Михалева-Эгер Катерина. 350 лет современной моды, или Социальная история одного обыденного явления / Катерина Михалева-Эгер. — [б. м.] : Издательские решения, 2023. — 662 с.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.