«Главное в истории искусства Кореи»

Ключевые произведения, темы, имена, техники

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Корейское искусство существует не менее шести тысячелетий. За это время на Корейском полуострове возникло и исчезло множество государств, сменилась не одна династия правителей и неоднократно трансформировалось мировоззрение людей. И все это, разумеется, отразилось в произведениях культуры. В книге «Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») кандидат искусствоведения Елена Хохлова рассказывает об основных эпохах в корейском искусстве, а также главных произведениях и идеях, которые в них вкладывали создатели и заказчики. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель». Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным нескольким сюжетам: тиграм, даосским бессмертным и драконам.

Тигры (호도)

Основные имена: Ким Хондо (김홍도) • Чон Хыннэ (정흥래) • неизвестные народные художники

На территории Корейского полуострова обитало настолько много тигров, что существовали специальные отряды, которые охраняли от них поселения. Страшный хищник одновременно наводил на людей ужас и вселял надежду на защиту от злых духов; он входил в четверку духов — защитников сторон света (сасин), вера в его силу сохранялась веками. Из частей туши готовили лекарства и амулеты; паланкин с невестой накрывали покрывалом с узором в виде тигриной шкуры; из когтей хищника делали подвески. На одеяниях военных чиновников вышивали пару тигров как символ храбрости; придворные, а после и народные художники на ширмах писали сцены охоты на тигров. Правитель дарил тигриную шкуру чиновникам в знак высшего признания их заслуг, поэтому на портретах чиновники часто сидят в креслах, накрытых тигриной шкурой. Также писали большие ширмы со шкурой тигра. На Новый год с надеждой на защиту от злых духов на ворота дворцов, резиденций аристократов и домов обычных людей приклеивали изображение тигра с сорокой под сосной. Сюжет сформировался в Китае: там вместе с сорокой писали леопардов, а в Корее леопард превратился в тигра, но иногда на спине зверя вместо полосок рисовали пятна. В народной живописи встречаются изображения тигра с соколом — это символ защиты от болезней и бед. Тигр — герой корейских сказок и мифов.

Главное

В народной живописи тигра изображали в юмористической манере, с глазами навыкате и глуповатым выражением лица, но также с острыми клыками и когтями. Страх перед настоящим животным придал ему гротескный вид. В более натуралистичной манере тигров писали придворные художники; так, большие свитки Ким Хондо с тиграми наводили ужас на зрителей своей реалистичностью.

Бессмертные (신선도)

Основные имена: Ким Менгук (김명국) • Ким Хондо (김홍도) • Чан Сыноп (장승업) • народные художники

В XVIII–XIX веках при дворе, среди знати и простого населения пользовались популярностью ширмы и свитки с изображением даосских бессмертных. Святых писали вместе и по отдельности, с животными, птицами, мифическими существами: оленем, львом, драконом, журавлем, черепахой, фениксом, тигром, фантастическими животными цилинь и хэтхэ и другими. Герои могли играть в шашки, пить чай и вино, играть на музыкальных инструментах.

Популярный сюжет — шествие восьми бессмертных на день рождения богини Си-ван-му. Различают бессмертных по внешним признакам и атрибутам. Чжунли Цюань — главный из восьми — держит в руках персик или веер в виде листа бананового дерева. Чжан Голао — старец, мастер даосской магии — едет на ослике спиной вперед, его атрибут — бамбуковые трещотки. У мастера боевых искусств Люй Дунбиня за спиной меч. Цао Гоцзю в одеянии чиновника держит в руках нефритовую табличку, от прикосновения которой оживают мертвые. Хромой врачеватель Ли Тегуай ходит в лохмотьях с бутылью в форме тыквы-горлянки и с железным посохом. Хань Сян-цзы играет на волшебной флейте. Покровительница садоводов Лань Цайхэ держит корзинку с цветами, а покровительница домашнего очага Хэ Сяньгу — цветок лотоса. Такие многофигурные композиции оформляли в виде ширм.

Главное

Люди надеялись на покровительство бессмертных; их изображения сулили процветание, здоровье, красоту и долголетие. Писали бессмертных преимущественно придворные художники и народные мастера, реже интеллектуалы. Одно из самых известных изображений восьми бессмертных принадлежит кисти Ким Хондо. На ширме вместе с бессмертными запечатлены Лао Цзы и служки с атрибутами.

Драконы (용도)

Основные имена: неизвестные придворные и народные художники

Дракон — мифическое существо с длинным телом, покрытым чешуей, как у змеи, четырьмя лапами и когтистыми пальцами. На голове у дракона растут рога, как у оленя; у него большие глаза, длинные усы, как у сома, и клыки, как у хищника. Драконы летают, плавают под водой, а также обладают властью над стихиями. Люди верили в силу драконов и в то, что они способны управлять дождем, поэтому связывали с ними надежды на хороший урожай и защиту от пожаров. Считалось, что драконы откладывают яйца в колодцах и у того, кто сварит в воде из такого колодца рис, весь год будет урожайный. Драконов изображали летящими среди облаков, часто с чинтамани в зубах или в лапе.

Дракон — символ правителей, способных защищать государство от бед и повелевать стихией воды. Правители носили «одежду дракона», сидели на «драконьем троне»; вещи, которыми они пользовались, украшали изображениями дракона. Драконов вырезали из дерева, камня, их фигуры появлялись на ширмах, свитках, фарфоровых вазах и прочих предметах. В тронных залах в центре потолка крепили двух деревянных драконов, покрытых золотой краской. Расписанные яркими красками деревянные фигуры драконов помещали под потолком в буддийских храмах. В народе верили, что драконы приносят удачу и процветание, поэтому они были важным сюжетом народной живописи.

Главное

Люди верили в существование драконов и в их способность защищать и даровать процветание. Эти существа были популярным сюжетом народной живописи, их писали летящими в облаках. До XVIII века фарфором с изображением дракона было запрещено пользоваться за пределами дворца, поэтому на таких изделиях писали фигуры существ, похожих на драконов, — с вытянутым телом и чешуей.

Подробнее читайте:
Хохлова, Елена. Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники / Елена Хохлова. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 224 с. : ил. — (Главное в истории).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.