Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Точное количество людей, страдающих от пищевых аллергий, сложно оценить: по разным оценкам это от 1 до 5 процентов. Впрочем, ученые считают, что мы сталкиваемся с пищевой анафилаксией все чаще — как в детстве, так и в течение жизни. В книге «Аллергия, непереносимость, чувствительность» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, доктор медицинских наук Ручи Гупта рассказывает, как возникают пищевые аллергии, каких успехов современная медицина достигла в борьбе с ними, а также чем аллергия отличается от непереносимости и чувствительности. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, как современный образ жизни делает нас уязвимыми перед аллергенами из окружающей среды.
Санитария и чистота существенно улучшили наше здоровье за последние сто лет, и большую роль тут играют регулярное мытье рук и ежедневный душ (особенно в критические периоды, как при пандемии COVID-19). Однако, возможно, нам приходится расплачиваться за чрезмерную сосредоточенность на чистоте. Мало кто на раннем этапе жизни (и на всем ее протяжении) сталкивается с потенциальными врагами иммунной системы, которые бросают ей вызов и существенно укрепляют ее. Немногие из нас живут на фермах, регулярно контактируют с животными, как это было с предыдущими поколениями, и даже играют на открытом воздухе. Современный образ жизни привязывает к «безмикробному» помещению и не дает общаться с природой. Исчезают методы, которые помогают обучать и укреплять нашу иммунную систему, в результате понижая чувствительность к аллергенам из окружающей среды. А когда мы выходим из своих герметичных зданий, это часто происходит в искусственных условиях с минимальным биоразнообразием. Например, мы проводим время на бетонных стадионах и спортплощадках, засаженных неродной травой или имеющих искусственный газон.
В 1989 году британский эпидемиолог Дэвид Страчан выдвинул гигиеническую гипотезу: воздействие инфекций в детстве обеспечит защиту от аллергии в последующем. Он предположил, что снижение количества инфекций в детстве — причина всплеска аллергических заболеваний в XX веке. Страчан опубликовал результаты своих исследований в British Medical Journal: у детей в больших семьях поллиноз встречается реже, поскольку передаются микробы от старших братьев и сестер. Это подтолкнуло к дальнейшим исследованиям, подтвердившим, что, если в раннем детстве вокруг ребенка была искусственно чистая среда, может повыситься его восприимчивость к заболеваниям. Хотя сама по себе эта идея проста, она способствовала появлению теории о том, что рост количества хронических аллергических заболеваний может оказаться неизбежной платой за избавление от бремени смертельных инфекционных болезней.
В качестве примера покажу, что происходит при наращивании мышц и силы с помощью упражнений с отягощениями. Чтобы поднимать тяжелые предметы, вы должны качать мышцы, постепенно увеличивая массу поднимаемых предметов. Без надлежащих тренировок вы не сможете поднять тяжесть «на заказ». То же самое верно и для иммунной системы. Чтобы бороться с инфекцией (своеобразным отягощением), иммунитет нужно тренировать, он должен отбиваться от загрязнителей, имеющихся в повседневной жизни. Если на систему не будут действовать загрязняющие вещества, она станет испытывать трудности в борьбе с тяжелыми инфекциями.
Этот разговор был бы неполным без обсуждения взаимосвязи между нашей иммунной системой и нашим микробиомом — совокупностью всех микроорганизмов, живущих на поверхности тела и внутри него. Многие из этих микроорганизмов поддерживают наше здоровье и устанавливают полезные и взаимовыгодные союзы с организмом. Микробиом — это, если угодно, биологическое соединительное звено, которое связывает ваше взаимодействие с окружающей средой (и потенциальными аллергенами) и иммунную систему.
Слово микробиом происходит от греческих слов μικρός («маленький») и βίος («жизнь»). Так называют сообщество микроорганизмов, которое населяет определенную среду (в нашем случае — человеческий организм). Когда я начинала в колледже изучать иммунологию и микробиологию, никто не мог сказать, что такое микробиом. Сегодня же его расшифровка — от сообщества внутри тела до колоний, населяющих кожу, — одна из наиболее перспективных областей науки. Мы находимся в самом начале увлекательного пути к пониманию и использованию возможностей человеческого микробиома.
Экосистема, составляющая биом человека, включает разнообразный набор микроорганизмов: бактерии, грибки, дрожжи, паразиты и вирусы. Их суммарный генетический материал намного превосходит нашу собственную ДНК. Первоначальное заселение микробами происходит, когда ребенок спускается по родовым путям и подвергается воздействию живущих там организмов (хотя некоторые микробы попадают в плод, когда он находится еще в чреве матери). Микробы окутывают нас, создавая процветающий микробиом, и этот процесс продолжается, когда мы начинаем свою жизнь во внешнем мире. Кстати, это объясняет разницу в здоровье детей, родившихся естественным путем, и детей, появившихся в результате относительно стерильного кесарева сечения. У детей, рожденных с помощью кесарева сечения, правильный микробиом может не развиться, и в результате повышается риск определенных заболеваний в более позднем возрасте, в основном воспалительных, метаболических и иммунных проблем (включая астму и пищевые аллергии). Однако до сих пор не решено, как можно компенсировать отсутствие «микробного крещения» при кесаревом сечении, чтобы защитить ребенка и помочь правильному развитию микробиома. Способ рождения — это не единственный фактор, влияющий на риск развития болезней и формирование микробиома. Другие причины включают здоровье и возраст матери, наличие грудного вскармливания, воздействие среды в раннем возрасте и пищевые привычки.
Есть ли здесь моя вина?
Когда женщина рожает ребенка с тяжелыми пищевыми аллергиями (ради такого случая добавим в смесь экзему и астму), то нередко задается вопросом, нет ли в этом ее вины. Может быть, дело в рационе при беременности? Какое-то внешнее воздействие? Внеплановое кесарево сечение? Абсолютно нет!
Скажем прямо: лучшие исследования и большинство современных работ сходятся на том, что отказ от определенных продуктов при беременности и/или грудном вскармливании неэффективен для предотвращения аллергических заболеваний. Систематический обзор 2012 года, включавший пять рандомизированных исследований и свыше девятисот историй пациентов, пришел к такому же заключению. Не все будущие мамы понимают это. В исследовании 2018 года были проанализированы данные почти по пяти тысячам беременных женщин. Оказалось, примерно 3% будущих матерей снизили потребление орехов, яиц и молочных продуктов в надежде предотвратить пищевую аллергию у новорожденных.
Тем не менее причины продолжить обсуждать фактор кесарева сечения имеются. В 2016 году группа греческих специалистов обнаружила связь между кесаревым сечением и пищевой аллергией у 459 детей, которых обследовали через определенные интервалы в течение первых трех лет жизни. Те, кто родился с помощью кесарева сечения и у кого минимум один родитель имел пищевую аллергию, с большей вероятностью проявляли собственную аллергию, нежели дети, родившиеся естественным образом не от родителей-аллергиков. Впрочем, неясно, какой фактор повлиял больше — способ родов или наследственная аллергия. Среди двух с половиной тысяч немецких младенцев, рожденных с помощью кесарева сечения, пищевая аллергия также встречалась чаще. В шведском эксперименте рассмотрели свыше миллиона рожденных с 2001 по 2012 год и установили, что у детей после кесарева сечения риск развития пищевых аллергий на 21 процент выше, чем у рожденных естественным образом.
Это не значит, что нужно избегать данного способа родов или что кесарево сечение обрекает малыша на будущие проблемы со здоровьем. Развитию пищевой аллергии (и любым иным проблемам со здоровьем) способствует масса других факторов, которые возникают гораздо позже, например: использование антибиотиков, воздействие окружающей среды, введение в рацион продуктов в раннем и так далее. Во многих случаях кесарево сечение необходимо с медицинской точки зрения.
Когда я давала интервью одной национальной газете, меня как специалиста спросили об исследованиях по раннему введению арахиса в рацион. Затем задали вопрос о дочери и о том, что делала я. В итоге в статье было написано что-то вроде: «Доктор Гупта ругает себя за то, что не давала дочери арахис в раннем возрасте». Повторяю: не стоит искать виновных. Все мы стараемся действовать как можно лучше в соответствии со своими знаниями в данный момент. Не испытывайте вины за кесарево сечение. Забудьте об этом и делайте все возможное.
Особенно важны бактерии кишечника. У них есть право голоса во всем, что нас касается, — от эффективности и скорости обмена веществ до риска всевозможных заболеваний, включая аллергические. Они помогают пищеварению и усвоению питательных веществ. Они также производят и выделяют важные ферменты и иные вещества, которые нужны организму и которые сам он не может производить в нужных количествах. Это витамины (особенно витамины группы B) и нейромедиаторы (например, дофамин и серотонин). По оценкам, примерно 90 процентов серотонина (гормона хорошего настроения) вырабатывается вовсе не в мозге, а в пищеварительном тракте благодаря местным микробам. Кишечная микрофлора, как ее иногда называют, и ее воздействие на вашу гормональную систему помогают справляться со стрессом и даже хорошо высыпаться. Сказанное выше — всего лишь основы по теме (о кишечных бактериях можно написать целые книги, и многие уже написали). Мы же продолжим говорить о взаимосвязи между микробами и иммунной системой и о вероятности того, будем ли мы страдать от пищевой аллергии.
Особенно важны бактерии кишечника. У них есть право голоса во всем, что нас касается, — от эффективности и скорости обмена веществ до риска всевозможных заболеваний, включая аллергические. Они помогают пищеварению и усвоению питательных веществ. Они также производят и выделяют важные ферменты и иные вещества, которые нужны организму и которые сам он не может производить в нужных количествах. Это витамины (особенно витамины группы B) и нейромедиаторы (например, дофамин и серотонин). По оценкам, примерно 90 процентов серотонина (гормона хорошего настроения) вырабатывается вовсе не в мозге, а в пищеварительном тракте благодаря местным микробам. Кишечная микрофлора, как ее иногда называют, и ее воздействие на вашу гормональную систему помогают справляться со стрессом и даже хорошо высыпаться. Сказанное выше — всего лишь основы по теме (о кишечных бактериях можно написать целые книги, и многие уже написали). Мы же продолжим говорить о взаимосвязи между микробами и иммунной системой и о вероятности того, будем ли мы страдать от пищевой аллергии.
Подробнее читайте:
Гупта, Ручи. Аллергия, непереносимость, чувствительность. Как возникают нежелательные пищевые реакции и как их предотвратить / Ручи Гупта, Кристин Лоберг ; пер. с англ. Евгения Поникарова ; науч. ред. М. Чайковская. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 416 c. — (Секреты здоровья)