Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Корпорация «Ростех» 20 июля представила легкий однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, он составит конкуренцию американскому F-35. Что известно о новом поколении истребителей и новом самолете «Сухого», разбираемся в этом блоге.
Сам термин «пятое поколение» носит условный характер — единых критериев для разделения боевой авиации не существует.
Американские военные считают, что истребители пятого поколения должны быть малозаметными многофункциональными машинами с круговой информационной системой, умеющими летать на сверхзвуковых скоростях без форсажа. Сначала среди этих требований была и сверхманевренность, но потом США решили сделать ставку на дальность ракетного вооружения.
В российской концепции пятого поколения истребителей сверхманевренность — по-прежнему обязательная характеристика. Есть и другие: применение технологий малозаметности, крейсерский сверхзвуковой полет и авионика, обеспечивающая высокую автоматизацию и интеллектуализацию самолета.
Китайские военные в вопросе поколений истребителей самые прямолинейные. Они считают их по времени принятия самолета на вооружение. Поэтому J-20 периодически относят то к четвертому, то к пятому поколению. Сами китайцы причисляют его к четвертому.
Checkmate для России — второй новый истребитель с окончания Холодной войны, у которого есть шанс стать серийным. У него двухкилевое оперение, трапециевидное крыло, а воздухозаборник находится под фюзеляжем. Фонарь кабины пилота, обводы фюзеляжа и «пиксельная» окраска самолета напоминают Су-57 — в чем нет ничего удивительного, потому что Checkmate создается на базе научно-технического задела, полученного при его разработке.
Концептуальным предшественником Checkmate мог быть проект истребителя MRF-54E. Его концепцию в девяностых предложила компания Northrop в качестве замены F-16. Самолет MRF-54E представлял собой легкую версию Y-23 — многоцелевого истребителя пятого поколения, с которым Northrop незадолго до этого проиграла разработку преемника для F-15 Eagle.
Когда Checkmate полетит, а это должно произойти в 2023 году, он сможет развивать скорость до 1,8 Маха. Истребитель будет маневрировать с перегрузками до восьми единиц и нести до 7,4 тысячи килограмм боевой нагрузки. Без подвесных баков дальность полета Checkmate составит 2,8 тысячи километров. При этом для взлета и посадки ему достаточно будет 500 метров. Для сравнения, F-35 может пролететь 2,2 тысячи километров со скоростью 1,6 Маха, при этом нести 8,16 тысячи килограмм боевой нагрузки. В конфигурации для укороченного взлета и вертикальной посадки ему хватает около 150 метров.
Из вооружения перспективного российского легкого истребителя заявлено пять ракет «воздух — воздух» различной дальности и возможность разместить в отсеках подвесные пушечные контейнеры. Предполагается, что он будет способен одновременно атаковать до шести целей.
Известно, что у Checkmate будет одноместная, двухместная и беспилотная версия. Но неизвестно, сколько он будет весить и какой у него будет двигатель, хотя на этот счет есть некоторые предположения. Источники еще в мае сообщали, что «Сухой» разрабатывает однодвигательный истребитель со взлетной массой не более 18 тонн и показателем тяговооруженности не менее единицы. Что касается двигателя, то заместитель его конструктора Алексей Булатов на презентации сказал, что он создается на основе задела Объединенной двигательной корпорации в классе тяги 14,5–16 тонн.
Checkmate может стать первым российским однодвигательным истребителем. У таких самолетов есть ряд очевидных преимуществ сравнению с двухдвигательными. В первую очередь, это их цена. Больше половины стоимости боевого самолета приходится на силовую установку и топливную систему. К тому же, однодвигательные самолеты меньше весят и поэтому обладают лучшей тяговооруженностью. По бортовому оборудованию, системам радиолокации и маневренности они не уступают тяжелым.
Сегодня однодвигательные истребители широко распространены в мире — как, например, американские F-16. Они стали самыми массовыми истребителями в четвертом поколении благодаря универсальности и относительно невысокой стоимости.
Российские военные на однодвигательных истребителях не летают. Традиционно в СССР и России предпочитали двухдвигательные самолеты. Они считаются более надежными, потому что могут долететь до аэродрома, даже если один из двигателей выйдет из строя.
Но однодвигательные боевые самолеты в СССР были. Например, перехватчик Су-9, один из первых советских самолетов с треугольным крылом, и целое семейство МиГов: МиГ-15, околозвуковой МиГ-17, а также сверхзвуковой МиГ-21. К девяностым их сняли с вооружения.
В это же время в США стартовала программа Joint Strike Fighter — «Единый ударный истребитель» — по которой построили однодвигательный F-35. Он должен был стать менее дорогим, чем двухдвигательный F-22, но по-прежнему многофункциональным. Если в боеспособности F-35 сомневаются редко, то тест на «доступную стоимость» он провалил.
Один такой самолет стоит около 80 миллионов долларов против заявленных 50, а на каждый час его полета уходит еще 38 тысяч долларов эксплуатационных расходов. Производитель истребителей Lockheed Martin говорит, что может уменьшить последние до 25 тысяч долларов за час к 2025 году, но только если получит эксклюзивный контракт на их обслуживание.
В 2010 году китайские военные решили пойти по пути американских и создать легкий истребитель J-31 в дополнение к достаточно крупному J-20. Внешне J-31 напоминает американский F-35 Lightning II, но у него два двигателя. Самолет может развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час (около 1,8 Маха) и нести вооружение массой до восьми тонн.
Через год после Китая за разработку собственного истребителя нового поколения TF-X взялась Турция. Планируется, что TF-X будет развивать скорость не менее 2 чисел Маха и сможет пролетать более 1,1 тысячи километров. Как и китайский, он получит два двигателя, и тоже будет внешне похож на F-35.
Когда США в 2016 году отказались передать Южной Корее технологии F-35, появился проект истребителя KF-X. Корейцы относят его к поколению 4++ и позиционируют как дешевую альтернативу американскому легкому истребителю. Отнести KF-X к пятому поколению мешает отсутствие внутренних точек подвески вооружений, которые нужны для снижения заметности. Зато он сможет летать быстрее, чем F-35 — до скорости в 1,9 Маха.
Checkmate тоже ищет баланс между ценой и функциональностью. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь говорит, что легкий истребитель нового поколения сможет нести то же вооружение, что и тяжелый Су-57. При этом стоить он должен от 25 до 30 миллионов долларов. Предполагается, что потенциальными заказчиками Checkmate будут Индия, Вьетнам и страны Африки, а также российское Минобороны. Спрос на него пока оценивается в 300 самолетов.