Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В предыдущем материале мы познакомились с двумя домами Помпей, представляющими собой, можно сказать, разные полюса среди богатых жилищ этого города. В этот раз Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает осмотреть еще три дома из тех, что в феврале открылись для посещения после реставрации, а затем, как и весь Археологический парк, закрылись на карантин.
Все дома, о которых пойдет речь, расположены в южной части города, в I районе. Они не слишком большие и с роскошью Дома Фавна или Дома Веттиев их отделку не сравнить, но в каждом из них есть свои привлекательные особенности.
Все дома, о которых мы расскажем, уже открывались для посетителей в XX веке, однако последние десятилетия их техническое состояние было настолько плачевым, что потребовалась многолетняя реставрационная работа, чтобы они могли вновь принимать гостей.
При этом каждый дом обладает своей «изюминкой» и не похож на другие.
Название дому дало граффити на восточной стене его перистиля: «Влюбленные, подобно пчелам, ведут жизнь, сладкую, как мед» (Amantes, ut apes, vitam melitam exigunt).
Дом был открыт в 1933 году. К этому времени, как мы уже говорили, археологи шли рука об руку вместе с реставраторами, и сразу после освобождения участка от вулканических наслоений Дом Влюбленных получил крышу.
Почти вся его художественная отделка, за исключением единичных помещений II «стиля», решена в IV «стиле». В плане дом представляет собой стандартный набор помещений, как бы «нанизанных» на прямую линию взгляда от двери, — вестибул, атрий, перистиль. Вокруг атрия и перистиля так же традиционно организованы комнаты.
Здесь так же, как в Доме Веттиев, нет таблина-кабинета между атрием и перистилем. Возможно, хозяин дома не нуждался в представительском помещении для клиентов или деловых партнеров, потому что был вольноотпущенником и сам был обязан являться по утрам к своему патрону. Или занимался делами в одной из комнат, пристроенных к атрию или перистилю.
Атрий украшен росписью IV «стиля» — красные панели с небольшими картинами в центре над черным цоколем. Сюда выходит большая столовая-триклиний с мифологическими картинами на светлых панелях, пара спален-кубикул и экседра, так же отделанные в светлых тонах, повторяющая декор атрия комната у входа и еще несколько небольших помещений, скорее всего жилых.
Самым значимым архитектурным элементом дома является хорошо сохранившийся второй этаж небольшого сада-перистиля. Оба его этажа поддерживали колонны портика, а внутренняя часть была отгорожена от него невысоким бортиком, в верхней части которого идет желоб. Сейчас садик восстановлен — его заполняют невысокие кусты строгой обрезки.
По двум сторонам портика сада расположены комнаты различного назначения, включая кухню и туалет. Почти все они тоже украшены фресками IV «стиля»: три яруса — цоколь, большие панели центральной части и верхний.
Панели украшают небольшие картины и медальоны. Живопись сохранилась не слишком хорошо, но есть описания изображений 1960-70 годов — стены дома украшали животные, птицы и небольшое количество картин с мифологическими сюжетами.
В некоторых комнатах реконструированы росписи потолков. Это весьма кропотливая работа — часто штукатурка потолков сохранялась в виде осыпавшихся на пол фрагментов. Собрать их, очистить, укрепить на своем месте — титанический труд помпейских реставраторов, которыми Археологический парк очень гордится.
Через полвека после открытия — во время сильного землетрясения 1980 года — Дом Влюбленных пострадал настолько сильно, что его пришлось закрыть для публики. А последующие десятилетия привели его к такому аварийному состоянию, что даже технические специалисты Помпей опасались туда заходить.
Комплексная реставрация дома потребовала долгого времени и заключалась в укреплении кровли и полов, очистке и укреплении росписей, приведении в порядок зеленых насаждений садика. В атрии обновлена музейная витрина с находками, сделанными в доме в 1930-х годах (жаровней, бронзовой лампой, костяными петлями и тому подобным).
Дверной проем Дома Фруктового Сада увенчан строгим дорическим антаблементом на капителях в виде каменных блоков. Здесь сразу при входе современных посетителей встречает интересная деталь — гипсовая отливка фрагмента истлевшей за два тысячелетия двери.
Впервые заполнить гипсом полости в вулканическом грунте над Помпеями пришло в голову управляющему Помпей Джузеппе Фиорелли в 1870 году. Впоследствии этот прием удалось повторить много раз, получив отливки не только дверей, но и мебели, и даже человеческих тел. А в 2018 году археологам Помпей удалось получить слепок погибшей при извержении в 79 году лошади.
Но вернемся в Дом Фруктового Сада, раскопки которого начались в 1913 году, — при управляющем Витторио Спинаццоле, а продолжены были лишь в 1951-м — уже при Амедео Майюри.
Он небольшой и вытянут вдоль восточной стороны 9 инсулы. Владение имеет стандартную атриумную планировку, с которой мы уже познакомились выше: сквозь вестибул хорошо виден атрий, за ним — таблин и далее просматривается внутренний садик-перистиль.
Как часто бывает в атрии, с обеих сторон от вестибула расположились служебные комнаты. В левой находилась лестница на второй этаж дома, а справа — лавка, через которую можно было выйти на улицу. В этом магазинчике было найдено 150 винных амфор.
Восточную сторону атрия занимали три комнатки. К сожалению, никакой отделки в атрии и прилегающих помещениях не сохранилось. За исключением двух из трех упомянутых комнат.
Вероятнее всего, это были кубикулы — комнаты для ночного сна. Их отделка — настоящее сокровище этого дома. В обеих комнатах стены украшены картинами сада.
Обычно такая роспись-«обманка» использовалась в общественных зонах дома, как бы «увеличивая» пространство помещения и заставляя гостей восхищаться реалистичностью изображения. Или во внутренних садиках — там этот прием (он называется «тромплей») позволял избежать «замкнутости», «ограниченности» зеленой зоны стенами. Нарисованная растительность поддерживала живую и продолжала ее в перспективе.
Здесь же одни из самых ярких примеров подобной живописи, найденных в Помпеях, спрятаны в комнатах, которые не предназначены для посторонних взглядов, — в спальнях. Поэтому, к слову, дом имеет второе название — Casa dei Cubicoli Floreali, то есть Дом Цветочных Кубикул (спален).
Фрески в обеих комнатах относятся ко времени императора Августа, то есть, к III «стилю». Полы украшены геометрическими мозаиками в технике коччопесто.
В одной из кубикул художник изобразил залитый светом сад на фоне нежно-голубого неба. Ровными рядами стоят фруктовые деревья, отделенные от зрителя легкой изгородью. Сад украшен статуями в египетском стиле и пинаками — небольшими сюжетными картинами на мифологические, связанные с культом Диониса, темы.
Верхний ярус облюбовали разные птицы, сидящие и летящие меж пинак с египетскими сюжетами, его завершают гирлянды из листьев с театральными масками — символами культа Диониса.
Растения — листья, плоды, цветы — выписаны так тщательно, что специалисты смогли определить их виды. Таким образом, сад не был особенно фантазийным, в нем росли те же деревья, что и в садиках многих помпейских домов: персики, сливы, лимоны и другие.
Во второй кубикуле сад иной — ночной и более загадочный. Здесь солирует фиговое дерево, ствол которого обвивает змея — символ процветания.
По другим стенам можно заметить персиковые, лимонные, сливовые и прочие фруктовые деревья. Сад, как и соседний, полон птиц.
Интересно, что нижняя часть этой кубикулы, что на фотографиях, демонстрирует II стиль — ограду сада с фонтаном и вазами. В этой комнате фрагментарно сохранилась роспись свода. При Майюри здесь демонстрировалась небольшая бронзовая жаровня.
В начале I века нашей эры, в правление Августа, в Помпеях были популярны мозаики и особенно росписи на египетскую тему. Часто владельцы домов с таким декором были последователями соответствующего культа. Для поклонения египетским богам у адептов их культов имелся свой храм Исиды на Треугольном форуме.
Чтобы попасть из атрия в перистиль, можно было пройти по узкому короткому коридорчику (он называется ала — «крыло») вдоль таблина. Последний до сих пор демонстрирует мозаичный пол и — совершенно потрясающе — архитектурный элемент верхнего этажа с сохранившейся росписью II «стиля».
Среди помещений, с трех сторон окружающих перистиль, стоит отметить триклиний с прекрасной росписью III «стиля» в виде черных панелей, разделенных цветными бордюрами.
На основных картинах в центре каждой стены — мифологические сюжеты: Дедал и Икар; Актеон и Артемида и Троянская война (или, возможно, сцена из Фиванского цикла). В пинаках верхнего яруса снова встречаются египетские сюжеты и мотивы. И вновь геометрическая мозаика на полу.
Оказалось возможным восстановить и облик садика: в нем в деревянных ящиках, расставленных в геометрическом порядке, были высажены невысокие кусты, а центр украшал большой олеандр.
Даже неспециалисту понятно, что хозяин дома в украшении интерьеров следовал определенной концепции, немаловажным элементом которой были символы и мифология дионисийского и египетского культов.
Не будет ошибочным предположение о его причастности к этим религиозным группам, но, к сожалению, имена, найденные в виде граффити на стенах дома (Эвплия, Публий Петроний Сатурнин, Фортуната и другие) ничего нам не говорят.
К раскопкам и реставрации этого дома археологи Помпей приступали несколько раз — в 1951-61, 1972-73 и 1975 году. Последние несколько лет здесь проводилась реставрация с учетом последних научных и технических требований.
Когда-то этот дом принадлежал людям высокого социального статуса, о чем свидетельствуют сохранившиеся детали старой великолепной отделки в I «стиле». Он вместе с большим садом занимал целую инсулу.
Новые же хозяева, люди, очевидно, с коммерческой жилкой, переоборудовали его под свои нужды — занятие сельским хозяйством. Никакого атрия, таблина — ничего лишнего. Сразу за входными фауцами начинается перистиль, по двум его сторонам идут ряды комнат и служебных помещений (кухня и туалет).
Перистиль тоже перестроили более утилитарно — колоннаду с одной стороны портика наглухо заложили камнем, в углу устроили небольшой бассейн, где на момент извержения стоял с десяток амфор. В зеленой зоне перистиля стояло несколько больших горшков — долий.
На северной стене перистиля кто-то выцарапал большой торговый корабль в окружении лодочек и подписал его название — «Европа». Это граффито и дало название дому.
В одной из комнат устроили конюшню. А сад полностью заняли виноградник, плодовые (фрукты, оливки, орехи) деревья и огородные посадки. Здесь росли фасоль, лук, капуста и так далее.
Это был один из первых открытых в Помпеях сад, продукты из которого явно шли на продажу, а не только на стол обитателям владения. Кроме того, в хозяйстве присутствовали коровы, свиньи, козы, овцы и куры. Для охраны в доме держали собак.
Сейчас виноградник восстановлен и входит в совместную программу Археологического парка и винодельни «Мастроберардино». Ежегодно в Помпеях проводится Праздник урожая, главным героем которого является вино, произведенное из винограда древнего города.
Можно представить, насколько разнообразны были дома Помпей в живом городе. Не менее разнообразной была и их отделка, в элементах которой даже сейчас можно уловить приоритеты хозяев, род их занятий, а то и происхождение.
Если после окончания карантина вы решите посетить Помпеи, обязательно загляните на сайт Археологического парка. Здесь публикуется список домов, открытых для посещения, и своевременно сообщается обо всех закрытиях на ремонт и реставрацию.