Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
1 ноября Google объявила, что собирается купить за 2,1 миллиарда долларов компанию Fitbit — одного из главных производителей умных браслетов и часов. Как один из двух фанатов умных часов Pebble в нашей редакции, я решил немного разобраться в том, что эта сделка может означать для индустрии носимых устройств и есть ли у любителей Pebble надежда на их возрождение в новом виде.
В России браслеты и часы от Fitbit никогда не были популярны, поэтому необходимо немного рассказать о том, что это за компания и как так вышло, что Google отдает за нее больше двух миллиардов долларов.
Свой первый продукт Fitbit выпустила в 2009 году, и тогда это были не умные часы и даже не браслет, а небольшая клипса, отслеживающая ходьбу и сон. Затем по мере развития технологий и тенденций в этой области Fitbit перешла на умные браслеты, а потом сместила фокус на умные часы.
По состоянию на середину 2019 года Fitbit занимала четвертое, если учитывать только рынок Северной Америки.
Официально Google и Fitbit сообщили достаточно мало деталей о сделке, которую, кстати, еще предстоит одобрить или заблокировать американским антимонопольным регуляторам. Однако некоторые выводы и предположения о ней самой и о развитии области в целом сделать все же можно.
Google рассказала, что продолжит концентрировать усилия на развитии своей операционной системы для умных часов Wear OS. Причем это касается не только экосистемы в целом, но и собственных устройств. Google наконец-то заявила, что выпустит собственные носимые устройства, слухи о которых ходили уже несколько лет.
Например, издание Business Insider со ссылкой на нескольких инженеров из подразделения Google, отвечающего за разработку «железа», сообщало, что компания собиралась представить свои умные часы на презентации собственной линейки смартфонов Pixel в 2016 году, но в последний момент выпуск отменили, потому что часы «не вписывались в линейку Pixel».
Как именно Google будет использовать свой новый двухмиллиардный актив, до конца не ясно. Очевидно лишь, что компания похоронит операционную систему Fitbit OS, которая в противном случае будет конкурировать с ее собственной Wear OS, занимающей и без того небольшую долю рынка — чуть более пяти процентов.
«Железо» тоже вряд ли представляет интерес для Google, потому что Fitbit никогда не славилась передовыми технологиями или хотя бы удачными решениями, такими как вращающееся колесо вокруг экрана на умных часах Samsung.
По всей видимости, покупая Fitbit, Google надеется получить прежде всего команду опытных разработчиков, а также патенты, документацию и прочие наработки. Кстати, часть из них сама Fitbit получила в 2017 году, купив Pebble.
Интересно, что Pebble не шла проторенными путями и использовала в своих часах, в отличие от Apple, Samsung и той же Fitbit, не яркие экраны, а дисплеи на электронных чернилах. Возможно, эта концепция возродится в будущих устройствах от Google.
Кстати, вскоре после анонса от Google Fossil, сейчас являющаяся крупнейшим производителем часов на Wear OS, представила свои часы, во многом напоминающие Pebble. В них используется круглый экран на электронных чернилах, в центре которого установлены обычные механические стрелки.
Из-за такого экрана часы, конечно, не могут показывать плавные анимации, но в остальном мало чем уступают конкурентам. Например, они выводят сообщения, прогноз погоды и статистику шагов, а также отслеживают сон и пульс.
При этом экран на электронных чернилах почти не потребляет энергию и позволяет гаджету работать две недели, предоставляя пользователям почти все то, ради чего большинство из них покупают умные часы. На фоне других часов с такими возможностями, работающих без подзарядки один-два дня, это выглядит как прорыв.
Но еще одна причина столь продолжительного времени работы заключается в том, что Fossil пришлось отказаться от полноценной Wear OS и создать свою простую операционную систему.
Google не впервые приобретает крупную компанию ради ее наработок и готовой команды разработчиков. К примеру, ранее она купила компанию Motorola из-за ее интеллектуальной собственности и HTC из-за талантливой команды инженеров, разрабатывавших смартфоны. Благодаря этим активам Google вполне успешно развивает собственную линейку смартфонов Pixel и в этом году даже расширила ее до четырех устройств.
По-видимому, Google берет пример с Apple и Samsung, сумевших добиться успеха на рынке умных часов. Эти компании выбрали путь полной вертикальной интеграции, подразумевающей разработку как часов, так и операционной системы и даже процессора для них.
У Google уже есть огромный отдел разработки программного обеспечения, растущая команда разработчиков чипов, ответственная за разработку микропроцессоров Edge TPU, Titan M и Pixel Neural Core. Теперь, с появлением разработчиков Fitbit, способных сложить все эти элементы в конечное устройство, у компании появляются шансы ворваться на рынок умных часов, чтобы занять на нем заметную долю.
Лично я, как владелец классных, но не вечных Pebble Time, с некоторой надеждой воспринял новость о том, что Google собирается всерьез взяться за умные часы и даже наладить выпуск собственных устройств. Ведь еще недавно в качестве «запасного аэродрома» мне приходилось рассматривать, скорее, часы от Samsung и Xiaomi.
С другой стороны, следует помнить о том, что Google регулярно хоронит десятки перспективных проектов, в том числе и те, в которые было инвестировано немало денег и усилий разработчиков. На виртуальном кладбище, открытом фанатами интернет-гиганта, есть еще много свободных мест.
В любом случае, о том, стоит ли фанатам умных часов возлагать надежды на Google, можно будет судить не раньше, чем компания официально представит свои устройства. А это вряд ли случится раньше майской презентации I/O 2020.
Не исключено также, что полноценный эффект от приобретения Fitbit проявится не в мае, а позже. Достаточно вспомнить, что между объявлением Google о покупке части HTC и анонсом Pixel 3a, начиная с которого инженеры HTC стали участвовать в разработке гаджетов, прошло более полутора лет.