Чайки над взлетной полосой

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В четверг, 15 августа, в результате столкновения со стаей чаек самолет Airbus А321 «Уральских авиалиний», следовавший из Москвы в Симферополь, попал в аварийную ситуацию. Лайнер, взлетевший из аэропорта «Жуковский» в Раменском районе Подмосковья, уже через несколько минут вынужден был совершить аварийную посадку прямо на поле с кукурузой. Все находившиеся на борту — 226 пассажиров и семь членов экипажа — благодаря мастерству пилотов остались живы. Расследование конкретных обстоятельств авиапроисшествия впереди, но главная версия его причины — попадание птиц в оба двигателя самолета. С вопросом о том, что необходимо сделать для предотвращения подобных происшествий, редакция N + 1 обратились к экспертам-орнитологам из Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН — главе лаборатории экологии и управления поведением птиц Ольге Силевой и специалисту по чайкам Виктору Зубакину.

Птицы и правила

Авиационные правила, точнее «Руководство по орнитологическому обеспечению полетов», требуют, чтобы в 15-километровой зоне вокруг аэропорта было проведено эколого-орнитологическое обследование.

В первую очередь, необходимо проверять водные объекты: озера, пруды, реки, болота — именно там могут селиться колонии птиц. В идеале рядом с аэродромами вообще не должно быть никаких озер или прудов, потому что это естественный центр притяжения множества видов. На территории аэропорта нужно засыпать даже крупные лужи.

Во-вторых, в 15-километровой зоне аэропорта не должно быть никаких свалок, никаких мусорных полигонов, где могут кормиться птицы.

В-третьих, вокруг аэропорта не должно быть полей, засеянных зерновыми. Рядом с аэродромами можно выращивать клевер, в некоторых случаях картофель, но ни в коем случае — зерновые культуры, которые привлекают многие виды птиц, в частности врановых.

Для каждого аэропорта должна быть составлена карта-схема орнитологической обстановки, где указаны места гнездования птиц, места кормежки и ночевок, маршруты сезонных миграций, маршруты кормовых перемещений, чтобы для каждого момента времени было понятно, какой вид в какой момент куда летит. На территории аэропорта не должно быть гнезд птиц, если их находят, их убирают (в периоды, когда там нет птенцов). Необходима полная ясность с орнитологической обстановкой.

Такого рода обследования должны проводиться каждые четыре года.

Кроме того, в штате каждого аэропорта должны быть авиационные орнитологи, которые постоянно контролируют ситуацию, следят за тем, чтобы на территории не возникали скопления птиц, ликвидируют условия, которые способствуют их появлению, обследуют взлетные полосы и территории вокруг аэропорта. Необходимо следить не только за птицами — нужно не допускать размножения грызунов (пищи хищных птиц), насекомых, дождевых червей.

Например, в штате московского аэропорта «Шереметьево» есть орнитологи. Их задача — управлять поведением птиц: отпугивать, отвлекать, для чего разработан широкий набор методов.

Среди них наиболее известны биоакустические методы, то есть отпугивание птиц с помощью криков. Обычно используют крики бедствия, который записывают и используют его, чтобы отпугивать других птиц этого вида. Кроме того, используют крики хищных птиц или звук хлопающих крыльев.

Птицы и аэропорты

Нужно понимать, что аэропорт — это очень привлекательное место для птиц, практически заповедник. На его территории сравнительно мало людей, здесь есть места для ночевок, сама взлетная полоса — хорошее место для того, чтобы погреться, она всегда теплая, на нее выползают дождевые черви, которыми можно кормиться.

Поэтому птиц можно не только отпугивать от аэропортов, можно, наоборот, отвлекать их, создавать вдали от аэропортов точки притяжения, места, где есть корм, которые могли бы перетянуть на себя популяции, живущие в опасной близости от аэропорта.

Чайки сейчас — действительно самая серьезная угроза для самолетов, в несколько меньшей степени опасны врановые — грачи сталкиваются с самолетами чаще, а серые вороны — несколько реже.

Определенную угрозу могут представлять стрижи — они летают относительно высоко, поэтому их поведение сложнее контролировать. Опасны и некоторые хищные птицы, например, канюки, пустельга, которые летают над открытыми пространствами, надолго зависают в воздухе, высматривая на земле добычу — грызунов. Современные самолеты имеют очень высокую скорость, и птицы часто не успевают среагировать на их приближение.

Чайки — исходно околоводные птицы, но они уже давно стали синантропными, то есть живут рядом с человеком. Их важное отличие — это стайные птицы, они кормятся большими массами, то есть, условно говоря, летают над водной гладью и, если видят косяк рыбы, большой группой начинают за ней охотиться.

Сегодня чайки точно так же ведут себя на суше — они большими стаями следуют за плугом при распашке, кормятся на свалках. Стая птиц гораздо опаснее одиночных, поскольку выше опасность столкновения.

Нельзя сказать, что популяция чаек — озерных и сизых — в Московской области сейчас сильно увеличивается. Более того, в 2004–2006 году в Московском регионе численность гнездящихся озерных чаек снизилась по сравнению с 1996–1998 годами в 1,7–1,9 раза. Сегодня количество озерных чаек в Москве и ближнем Подмосковье относительно стабильно и держится на уровне 10–15 тысяч пар.

Однако чайки научились гнездиться на крышах, перестали мигрировать и стали оседлыми птицами, поскольку корм для них есть круглый год. Причем основным местом кормежки для них служат городские свалки. Более того, переход на этот корм может стать для чаек «экологической ловушкой» — обратный переход на корма естественного происхождения порой оказывается достаточно трудным.

И именно сейчас — в конце лета — самое опасное время для авиации: у чаек появилась молодежь, она еще не понимает, что такое самолет, плохо реагирует на опасность.

Птицы и самолеты

Для обеспечения безопасности полетов критически важно проводить орнитологическую экспертизу после каждого случая столкновения, то есть определять, с птицей какого вида столкнулся лайнер - часто от нее остаются только фрагменты перьев, поэтому требуется специалист, способный по ним определять вид. Такую экспертизу начали проводить только в последние годы и пока статистика исчезающе мала.

Между тем зачастую, если не произошло повреждения, сотрудники аэропортов часто игнорируют столкновения с птицами — смывают остатки с крыла или фюзеляжа и никак их не регистрируют. По нашим оценкам, в статистику попадает не более трети случаев столкновений самолетов с птицами.

Так, по данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), регистрируется только 20 процентов случаев попадания птиц в воздушное судно. При этом в США, по данным той же FAA, с 1990 по 2015 год было зарегистрировано около 170 тысяч столкновений.

В России, по данным Росавиации, с 2004 по 2016 годы произошло около 700 столкновения с птицами, причем по этой причине случилось две авиакатастрофы (29 июля 2007 года в районе аэропорта «Домодедово» и 25 мая 2008 года в районе аэродрома «Северка») и шесть аварий.