Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Люди издавна отмечали Новый год и делали это с удовольствием — даже много тысяч лет назад в Древнем Египте. Об этом, а также о том, что именно они праздновали, какими ритуалами сопровождали приход нового года, что при этом ели и пили, — первый блог из серии «Новости из страны фараонов», который будут вести на N + 1 сотрудники Центра египтологических исследований РАН.
В отличие от нас древние египтяне отмечали наступление нового года летом. Этот праздник был связан с разливом Нила, когда после длительного периода засухи обмелевшая река вновь наполнялась водой, выходила из берегов и орошала поля. Разлив совпадал с гелиакическим восходом Сириуса — египтяне верили, что, исчезнув с небосклона, звезда отправлялась в семидесятидневное странствие в потусторонний мир. Преодолев многочисленные опасности, она вновь возвращалась в наш мир, вместе с восходом Сириуса начиналось половодье.
Египтяне называли Новый год «упет ренепет» («начало года»), и связывали этот праздник с возвращением богини Хатхор-Тефнут из Нубии.
Согласно мифу богиня поссорилась со своим отцом Ра и обратилась львицей. Она навлекла на Египет засуху и удалилась на юг в Нубию, где ходила «пламенная, владычица огня… с пылающим сердцем, опаляющая горы пламенем своим». Вскоре Ра стал скучать по своей дочери; кроме того, он остался без надежной защитницы, которая могла «повергнуть врагов дыханием уст своих». Тогда Ра послал на ее поиски богов Шу и Тота. Те обратились павианами и, встретив грозную Хатхор-Тефнут, сладкими речами смягчили гнев богини и уговорили ее вернуться домой.
Когда богиня вновь ступила на египетскую землю, то вышла замуж за Шу. По этому поводу был устроен грандиозный праздник: «Ее величество возвращалось… чтобы увидеть Нил египетский вместе со всеми чудесами Земли возлюбленной… Приносятся ей жертвы из всяких прекрасных вещей, быки и гуси. Играют ей боги на систрах, и пляшут для нее богини. Ударяют женщины в бубны для нее. Возливали ей вино и приносили масло, и венок золотой был обвит вокруг ее головы…»
Помимо восхождения Сириуса, разлива Нила, возвращения Хатхор-Тефнут из Нубии и священного бракосочетания, праздник Нового года связывали и с рождением солнца (к началу греко-римского периода все эти события были взаимосвязаны и стали составными частями одного празднества). Поэтому первый рассвет после наступления нового года египтяне наделяли особой магической силой.
На стенах поздних храмов (в Эдфу, Дендере, Филэ и других) сохранилось подробное описание новогодних ритуалов, в ходе которых культовые статуи и разнообразную утварь выносили в специальные святилища, располагавшиеся на крышах храмов. Там под воздействием первых солнечных лучей нового года священные предметы полностью очищались и вновь «напитывались» божественной энергией. В ожидании восхода жрецы зажигали светильники.
Осветительные приборы использовали во многих ритуалах, но в новогоднюю ночь им придавали важнейшее значение. Для праздника использовали свечи и факелы, богато украшенные цветами и лентами. Считалось, что без надлежащего освещения солнцу (Сирису, Нилу, Хатхор-Тефнут и другим божествам) будет сложно найти дорогу во тьме, а для египтян было очень важно, чтобы все они не заблудились и вовремя вернулись в Египет.
Сохранился даже специальный «Гимн свету», где воспевается его важность и отмечается, что благодаря ему боги и люди обретают «все, что в небесах, и все, что на земле… в эту прекрасную ночь праздника Нового года». В гробнице чиновника Чаи (ТТ23) в Долине вельмож в Луксоре, где ведет раскопки ЦЕИ РАН, сохранился рельеф с наиболее полной записью этого гимна. Вот несколько строк из него с обращением к владельцу гробницы:
Как прекрасен этот свет!..
Как прекрасен этот свет!..
И даст Хатхор тебе пива, а Хесат молоко,
О, будь ты дважды чист, Осирис,
О, царский писец Чаи!
С разливом Нила заканчивался тяжелый период засухи, а высокий подъем уровня воды давал надежду на обильный урожай в будущих сезонах. Кроме того, наступление периода половодья означало прекращение земляных работ и кратковременные «каникулы» для тех, кто был в них задействован. Стоит ли говорить, что новогодние празднества были одними из самых популярных в Египте.
Люди праздновали «день виноградной лозы и полноты Нила» и веселились как могли. Они выпекали огромное количество хлеба и пирогов и заготавливали большое количество напитков, преимущественно вина и пива. По случаю праздников устраивали огромные ночные шествия, которые по ходу движения вовлекалось все больше и больше людей. Обычно шествие завершалось застольем и всеобщим ликованием на рассвете.
Существовали даже специальные новогодние фляги, которые делали из фаянса. Как правило, их украшали лепными или процарапанными изображениями символов плодородия — цветков лотоса, кошек. Иногда на них помещали образы Беса — божества-карлика, который был неизменным участником всевозможных праздников.
Новогодние фляги зачастую украшали посвятительной надписью: «Пусть бог <здесь указывали имя бога, которого человек считал своим покровителем> начнет прекрасный Новый год для NN <имя владельца флаги>». Считается, такие фляги наполняли дорогими маслами или напитками и жертвовали в храм, чтобы обеспечить покровительство того или иного бога в течение всего года. Но нет никаких сомнений, что более дешевые варианты таких сосудов, сделанных из обожженной глины, люди наполняли вином и использовали сами во время праздничных гуляний.
Упоминания о Новом годе сохранились с самых ранних периодов существования египетского государства. К слову, в те времена они были связаны с совсем не праздничными событиями: в эти дни царские счетоводы производили подсчет скота и определяли размер податей, которые следовало заплатить в казну. К счастью, официальный солнечный календарь, который использовали чиновники, был неточным. За 120 лет календарный год расходился с годом астрономическим почти на месяц, поэтому день восхода Сириуса и начало разлива Нила вскоре перестал ассоциироваться с налогами и стал настоящим всенародным праздником.
Сергей Иванов