Как смотреть комету ZTF

Где ее найти, откуда лучше наблюдать, когда видна лучше всего

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Сегодня долгопериодическая комета C/2022 E3 (ZTF) пройдет на минимальном от Земли расстоянии. Ее открыли 2 марта 2022 года — она попала в широкоугольный обзор неба Паломарской обсерватории в Калифорнии. 12 января 2023-го она прошла через перигелий (ближайшую к Солнцу точку орбиты) и уверенно набирала яркость. К концу месяца ее светимость достигла шестой звездной величины, а значит, комету можно увидеть даже без телескопа. Однако сделать это не так просто. Почему это так — и что можно сделать, чтобы все-таки полюбоваться кометой, отрастившей антихвост? Давайте разберемся.

Плохие новости

У тех, кто любит изучать зведное небо над головой, два противника: городская засветка и Луна. От первой можно просто убежать, забравшись подальше от огней ночного города, — но со второй, увы, ничего не поделать. Как раз в те дни, когда комета к нам ближе всего, Луна растет. Сегодня Солнцем освещено 82 процента лунного диска, а в небе наш естественный спутник провисит практически всю ночь. В залитом лунным светом небе рассмотреть комету очень сложно. Поэтому даже за городом увидеть ZTF, просто подняв голову вверх, не получится.

Но вместо того, чтобы отчаиваться, просто вооружитесь биноклем. Его хватит, чтобы увидеть комету — главное знать, где ее искать. А если в вашем распоряжении есть телескоп, то ZTF тем более от вас не ускользнет. Помешать вам могут только облака.

Хорошие новости

В начале февраля C/2022 E3 будет двигаться по приполярной области неба. Это значит, что она будет видна всю ночь, не будет заходить за горизонт, и висеть над ним будет достаточно высоко — следовательно, можно не бояться тумана и городской засветки на горизонте. В качестве ориентира выбирайте Полярную звезду. Посмотреть карту для поиска кометы на небе можно при помощи сервиса SkyLive.

Начиная с 7 февраля можно будет начинать наблюдения в вечернее время — Луна пойдет на убыль, а комета появится в созвездии Возничего, и после захода Солнца ее можно будет найти в южной части неба. Продолжая двигаться к созвездию Тельца, 10-11 февраля комета окажется в 1,5 градусах от Марса — и это отличные дни для астрофотографии! А 13-15 февраля ZTF доберется до звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. Правда к этому времени ее яркость снизится до седьмой звездной величины, так что невооруженным глазом разглядеть ее будет нельзя. Но для телескопов она по-прежнему останется видимой.

Так что готовьте свое астрономическое снаряжение, наслаждайтесь красотами звездного неба, делайте снимки. Удачными фотографиями можно (и нужно!) делиться с другими наблюдателями. Там и сейчас, кстати, уже есть, на что посмотреть.