Откуда взялись адмиралы?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Москвичи рассказывают в социальных сетях о внезапном появлении множества ранее не виданных ярких бабочек — адмиралов. Столичные власти уже поставили это себе в заслугу — по их словам, это связано с тем, что «в городе стало больше скверов и парков». Редакция N + 1 попросила профессиональных лепидоптерологов, Андрея Загоринского и Анатолия Крупицкого, рассказать о вспышке численности адмиралов и ее возможных причинах.

Видовое название бабочек-адмиралов — Vanessa atalanta (их еще называют «красные адмиралы», потому что есть еще «белые адмиралы», и это другой вид — Limenitis camilla). В последние недели жители столицы и московская пресса много пишут о «нашествии» этих насекомых. Однако оценить его масштабы очень сложно: энтомологи редко пытаются установить численность конкретных видов, поэтому сказать точно, что таких-то бабочек стало больше на столько-то процентов, чаще всего нельзя.

«Насекомых на планете более миллиона видов и, очевидно, что отслеживать численность каждого невозможно. Такой учет иногда проводят для видов, наносящих ущерб лесам или сельскому хозяйству, но адмиралы к ним не относятся», — говорит Андрей Загоринский, научный сотрудник ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства. «Хотя скопления адмиралов трудно не заметить, это крупные и яркие бабочки», — добавляет он.

По словам ученого, вспышка наблюдается практически по всей европейской части России, причем бабочек-адмиралов очень много на побережье Белого моря — даже больше, чем в Москве. Такие явления не могут происходить на такой небольшой территории, как площадь одного города, обычно вспышка охватывает как минимум тысячи квадратных километров. При этом адмиралы — это мигрирующий вид, поэтому они никак не могут дать в вспышку в одной точке.

По словам сотрудника кафедры энтомологии МГУ Анатолия Крупицкого, такие «волны жизни» — падения и взлеты численности — наблюдаются у очень многих насекомых. «Запускать их могут абсолютно разные факторы. Например, гусеницы в начале лета подмерзли и просто вывелось меньше бабочек», — говорит он.

Загоринский напоминает, что гусениц едят сотни видов хищных насекомых, пауков, кроме того, они могут болеть вирусными и бактериальными болезнями. Все это в сумме влияет на их численность, а так как бабочки откладывают сотни яиц, то при благоприятном стечении обстоятельств численность популяции может, наоборот, вырасти очень резко. Особенно значимый фактор — насекомые-паразитоиды, например осы-наездники, которые откладывают яйца в гусениц, обеспечивая потомство едой. «Возможно, по каким-то причинам в этом году численность этих наездников снизилась», — говорит Крупицкий.

Деятельность человека или, например, снижение активности птиц вряд ли способствовали увеличению численности адмиралов. «Гусеницы этого вида едят только крапиву. В парках ее обычно косят, и заросли крапивы чаще встречаются на каких-то заброшенных территориях, поэтому вряд ли появление или благоустройство парков повлияло на этот процесс», — считает Загоринский. «А птицы этих гусениц не едят, для птиц они не очень вкусные, шипастые», — добавляет Крупицкий.

Помимо адмиралов энтомологи наблюдают вспышку численности бабочек павлиний глаз (Inachis io). В начале XX века эта бабочка почти не встречалась в Москве и окрестностях, но после Великой Отечественной войны ее численность внезапно стала расти, и сейчас павлиний глаз в столице — не редкость. «В этом году и у нее довольно значительный взлет численности. Возможно, это связано с теми же факторами, что и у адмирала, — с колебаниями численности паразитоидов», — говорит Крупицкий.

Павлиний глаз — оседлые бабочки, они зимуют в укромных местах — подвалах, дуплах, пещерах, а весной вылетают и откладывают яйца. Поэтому их вспышка не закончится в этом сезоне, у нее будет «хвост» на следующий год. Адмиралы — вид мигрирующий, каждую осень эти бабочки мигрируют за тысячи километров на юг, в регионы Африки южнее Сахары, а весной возвращаются обратно. «Те бабочки, которых мы видим сегодня, — это потомство бабочек, которые в начале лета прилетели из Африки», — объясняет Крупицкий.

Так что неясно, произойдет ли вспышка численности адмиралов в будущем году, и любоваться на них нужно сейчас. «Адмиралов можно увидеть в яблоневых садах, они очень любят питаться на гниющих фруктах, хотя не пренебрегают и цветами», — говорит Крупицкий.