Дни двенадцатый и тринадцатый: космический быт и манекен Петя

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Продолжается проект по моделированию путешествия к Луне SIRIUS-17, в ходе которого экипаж из шести человек проводит различные медицинские эксперименты и учится выполнять как рутинные, так и экстренные действия и операции в автономном режиме. Сегодня о своих занятиях, тренировках и просто ежедневной рутине рассказывают бортинженер Виктор Феттер (кстати, гражданин Германии) и исследователь Елена Лучицкая.

Виктор

Guten Tag liebe Freunde.

После многих часов тренировки на тренажере стыковки Канадарм НАСА мы все успешно ее выполняем. Поэтому сегодня, так как было немножко свободного времени, мы пробовали осуществлять эту стыковку в виртуальной реальности. Ощущения в таком тренажере, конечно, реалистичнее, но все же кинетические процессы (движения роборуки — прим. редакции) не так точны, как на тренажере НАСА.

Сегодня, примерно в обед, мне наконец-таки сняли «Космокард» (холтер, электроды на груди и торсе). Но всего через час свободы от всяческих экспериментов на теле на меня повесили «Кердо» (это снова электроды по всему торсу и датчик, который надевается на палец, — пульсоксиметр). И снова это будет длится 24 часа! :(

Все очень рады, что психподдержка нам прислала два новых сезона «Футурамы». Почти все любят ее, так как серии короткие и их удобно смотреть между делами в высвободившееся время. И как я заметил, если бывает такое время, все, что мы смотрим, связано с космосом. Например, вчера смотрели документальный фильм про «Салют-7», сегодня художественный — «Аполлон 13».

Auf Wiedersehen!

Лена

Доброго времени суток всем тем, кто следит за нашей миссией!

Мы много писали о значимости и особенностях выполнения той или иной методики, но, возможно, некоторых из вас интересуют и чисто бытовые вопросы. Наш «корабль» условно разделен на два больших модуля — ЭУ-100 и ЭУ-150 (ЭУ — экспериментальная установка, цифра — объем в кубических метрах) В «сотом» модуле у нас проводятся все медицинские тесты и лабораторные испытания, здесь также расположен холодильник для хранения биоматериалов. В «150-ом» модуле — кают-компания, кухня и индивидуальные каюты для членов экипажа. Соединены модули между собой переходным отсеком (в невесомости «проплывать» по нему было бы более удобно, чем перемещаться в полусогнутом состоянии:) ). Каждый из модулей автономен, и в случае нештатной ситуации люк может быть закрыт, а модуль — «отстыкован». Есть также шлюз для выброса отходов, где всегда перед открытием необходимо выравнивать давление.

Питаемся мы, как и положено, три раза в день — завтрак, обед и ужин, плюс есть возможность «перекуса» в течение дня. Продукты — сублимированной сушки, которые необходимо разводить водой, или из тюбиков. Рацион за эти две недели уже стал «привычным», но наш мозг в повседневной жизни привык к созерцанию пищи, к откусыванию и пережевыванию. Здесь же практически все пюреобразное, и когда еда попадает в рот из тюбика, а от зрительного анализатора информация в мозг не поступает, то, мне кажется, это некое рассогласование, к которому организм должен приспособиться.

Душ на нашем «космическом корабле» отсутствует. :) Для гигиенических процедур мы используем влажные полотенца и салфетки, пропитанные специальным раствором. Так как физических тренировок в этом эксперименте не предусмотрено, то это «терпимо». Голову можно помыть специальным средством «Аэлита», разработанным в Институте медико-биологических проблем для космонавтов.

Существует еще такой элемент, как главный пункт управления, проще — радиорубка. Там на главном компьютере можно проконтролировать все параметры обитаемой среды, связаться с наземным пунктом управления (в установленные для этого часы), написать письма родным.

Для нас эти модули стали домом на 17 дней. Здесь еще остались наклейки и плакаты от ранее проводимых в них наземных научно-исследовательских экспериментов «Марс-500» и «Луна-2015». И впереди их также ждут более длительные испытательные миссии! :)

А еще, друзья, сегодня мы получили ценный опыт умения ориентироваться в системе поиска медикаментов в укладках, используемых на МКС. Этот эксперимент у нас называется «Телемедицина». В начале (это вчера), мы узнали, что у нас есть еще один член экипажа — Петя. Только чуть позже выяснилось, что это все же она :), ибо это манекен женщины для отработки медицинской помощи. Каждый из нас сегодня решал ситуационные задачи как по поиску медицинских средств в укладках, так и по оказанию помощи пострадавшему — кем и была Петя. Лично мне достался вариант оказания помощи при вывихе сустава и введении внутримышечно обезболивающего препарата. И кожа, и легкие, и даже кровеносная система данного тренажера довольно реалистичны и отлично имитируют организм человека. Проделываемая нами работа помогает совершенствовать систему телемедицинского обеспечения в длительных космических полетах.

Всем — до встречи :)