Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Всякий современный человек знает: если в науку вкладывать деньги, то эти вложения рано или поздно окупятся и принесут пользу: сделают нашу жизнь более удобной, разнообразной, безопасной. Однако так было не всегда. Для того чтобы деньги смогли стать одной из важных движущих сил прогресса, сперва наука должна была позаботиться о деньгах и денежном обращении. Артем Ефимов, историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!», приводит три примера, показывающих, как научные открытия помогали европейцам совершенствовать свою финансовую систему.
В 1202 году Леонардо Пизанский, также известный как Боначчи (Счастливчик), написал «Книгу абака», в которой продемонстрировал преимущества арабской системы записи чисел перед римской, употреблявшейся тогда в Европе. Например, очень удобно складывать и умножать в столбик. Кроме того, Леонардо впервые ввел в европейскую математику ноль и отрицательные числа, которые трактовал как долг.
Леонардо был сыном таможенного чиновника, служившего в пизанской торговой колонии в Алжире. Позиционная система счисления, как известно, — индийское изобретение, но в Европе называется арабской именно потому, что Леонардо освоил ее по арабским математическим трактатам, с которыми познакомился в Алжире. Почти все примеры, которые он рассматривает в своей «Книге абака», касаются денежных расчетов. Так были заложены математические основания средневековой европейской финансовой системы.
Мы же теперь помним Леонардо главным образом за курьезный ряд чисел, в котором каждое следующее число равно сумме двух предыдущих, — знаменитые числа Фибоначчи. Прозвище Фибоначчи математик получил от исследователей лишь в XIX веке.
С середины XVI и как минимум до середины XVIII века объемы денежной эмиссии в мире определялись объемом добычи не столько серебра, сколько ртути.
Серебро из руды, добытой в Новой Испании и Перу, поначалу выплавляли — та же технология применялась в Йоахимстале и вообще везде. Такой способ был экономически оправдан только с самыми богатыми рудами. Но в 1554 году горнозаводчик Бартоломе де Медина в городе Пачука в Новой Испании (ныне Мексика) разработал метод извлечения серебра из серебряной руды — амальгамацию: руду дробили, перемешивали с солью, сернокислой медью, водой и ртутью, оставляли на солнце и время от времени прогоняли по смеси лошадей для лучшего перемешивания. За несколько недель происходила желанная реакция: серебро отделялось от руды и образовывало амальгаму (сплав) с ртутью.
Амальгаму достаточно было разогреть, чтобы отогнать ртуть и получить чистое серебро. Это было гораздо эффективнее плавки. На одну часть извлеченного чистого серебра расходовалось две части ртути. Поначалу ртуть приходилось везти из Испании, но в 1570-е годы началось освоение огромного месторождения ртути в Уанкавелике, в Перу. Вот тут-то все и началось.
В 1609 году в Потоси, шахтерском городе на горе Серро-Рико, целиком состоящей из серебряной руды, Альваро Алонсо Барба придумал еще одно усовершенствование: смесь стали разогревать на плоских медных противнях, и процесс извлечения серебра стал занимать не несколько недель, а всего лишь около суток.
В течение следующих ста лет всякий раз, когда в Уанкавелике происходила авария и приходилось закрывать одну из шахт, почти сразу снижалась и производительность серебряных рудников в Потоси, а стало быть — и тамошних монетных дворов. Это приводило к снижению притока песо-восьмериков в Европу и в весь остальной мир.
Один из фундаментальных экономических законов: лучшие деньги вытесняются из обращения худшими. Его называют законом Грешэма в честь английского купца, финансового агента монархов Генриха VIII, Эдуарда VI и Елизаветы I, основателя Лондонской биржи сэра Томаса Грешэма (1519–1579).
Но Грешэм не был
первооткрывателем этого закона. Как минимум, закон этот сформулирован в
трактате «Monetae cudendae ratio» («О чеканке монеты») Николая Коперника
(да-да, того самого), изданном в 1520 году; и в трактате «De origine,
natura, jure et mutationibus monetarum» («О происхождении, сущности и
обращении денег») Николая Орезмского во второй половине XIV века. Кроме
того, о вытеснении лучших денег худшими писали некоторые средневековые
арабские ученые; этот феномен был известен древнегреческому комедиографу
Аристофану и авторам Библии. Название «закон Грешэма» предложил в XIX
веке шотландский экономист Генри Маклеод.
Вот как закон Грешэма
работает. Допустим, в некоторой стране обращаются серебряные деньги.
Король начинает войну, ему требуются дополнительные средства, а серебра
мало и оно дорого — и король решает чеканить новые деньги из меди.
Номинально одна серебряная денежная единица равна медной. Однако
фактически люди больше доверяют серебру, то есть серебряные деньги —
«лучшие», а медные — «худшие». Поэтому жители страны стараются
рассчитываться медными деньгами, а серебряные приберегать. Количество
серебра в обращении уменьшается. Соответственно, оно дорожает
относительно меди. Через какое-то время серебряные монеты становятся
дороже в качестве товара, чем в качестве денежных единиц.
Вот и выходит, что худшие деньги вытеснили из обращения лучшие. Если знать о существовании этого закона, можно избежать существенных перекосов в экономике.