Жертвенные собаки

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В Самарской области есть село с незатейливым названием Красносамарское. Сейчас ничего примечательного в нем нет, ну разве что в черте поселения находится озеро Тухлое, а неподалеку — озеро Бездельное. Но около трех тысяч лет назад здесь происходили странные вещи. Люди, жившие в районе Красносамарского, приносили в жертву собак, и, возможно, потом их съедали — в очень уж необычном виде и количестве археологи обнаружили здесь собачьи останки.

В I тысячелетии до нашей эры на юге России, в том числе в Самарской области, существовала культура бронзового века под названием «срубная». Название произошло от срубов (деревянных рам из бревен) в которых эти люди хоронили умерших. Основой хозяйства древних людей было скотоводство, что подтверждается множеством костей домашних животных, которые археологи находили (и находят) в поселениях людей срубной культуры.

В основном это кости домашнего скота: коров, коз, овец. Но во время раскопок 1999-2002 годов в Красносамарском археологи нашли много костей псовых: собак и волков. Они составляли значительную долю (36 процентов) от общего числа останков, принадлежность которых археологи смогли установить. В других поселениях срубной культуры найденные собачьи кости составляли не более полутора процентов от общего числа останков. Возраст псовых, по оценкам археологов, составлял 2900-2700 лет. Помимо аномального количества костей, были и другие странности.

• Из общего числа останков псовых (почти 2800 костей) 99 процентов были собачьи и только один процент — волчьи; по мнению археологов останки принадлежали как минимум 51 собаке и семи волкам;

• 80 процентов убитых собак были старше шести лет, и следовательно, довольно долго прожили рядом с людьми;

• большинство этих собак обитали в других местах, а в Красносамарское их привезли незадолго до смерти. Такой вывод археологи сделали, изучив следы собачьих зубов на костях других животных. То есть большинство убитых собак, по-видимому, кормились где-то в других местах;

• большинство собак были самцами. Об этом свидетельствует анализ ДНК, выделенной из зубов 21 собаки. 15 из них (70 процентов) были самцами, еще четыре — неустановленного пола и только две собаки были самками.

• судя по микрочастицам пищи, сохранившимся на собачьих зубах, их убивали исключительно в холодное время года, с поздней осени до ранней весны; домашний скот жители поселения забивали круглый год.

• самое странное — то в каком виде археологи нашли собачьи кости. Судя по состоянию останков, собак разделывали и готовили (жарили на костре). Собачьи головы рубили на куски 3-7 сантиметров, причем разрезы часто делались в одних и тех же местах черепов. Видимо, потом собак съедали. Волков разделывали таким же образом. Видимо, на них ставили ловушки.

• Кости псовых были найдены в ямах внутри структуры размерами 8 x 12 метров. Здесь же были найдены кости домашнего скота и обломки керамики.

• Собак и волков убивали, по-видимому, все время, пока существовало поселение. Об этом свидетельствуют данные стратиграфического и радиоизотопного анализа. Судя по человеческим захоронениям, люди жили в Красносамарском не менее двух поколений.

Ведущий автор обзора, посвященного находкам в Красносамарском — американский антрополог и археолог Дэвид Энтони из Хартвикского колледжа, который много лет занимается исследованием протоиндоевропейских степных культур. По совокупности находок, и связанных с ними фактов профессор Энтони предположил, что ученые наткнулись на первые археологические доказательства существования обряда посвящения мальчиков-подростков в мужчины, во время которого юноши приносили в жертву собак, и, возможно, их съедали. «Официально» став мужчинами, многие юноши, которые еще не обзавелись семьями, объединялись в военизированные отряды. Их участники ассоциировали себя с волками или собаками. Они брали себе «волчьи» или «собачьи» имена и одевались в волчьи шкуры. Такие отряды существовали у германских и кельтских племен и были организованы для того, чтобы чем-то занять свободных молодых людей. Они обучались обращаться с оружием, а свои умения оттачивали во время набегов на земли соседей.

Известно, что обряд посвящения юношей в мужчины существовал в древнегреческой Спарте. Юноши, которым исполнялось 18 лет, проходили обряд посвящения, в ходе которого приносили в жертву богу войны одного или нескольких псов. Отголоски этого обряда сохранились в  древнем Риме. Здесь ежегодно отмечали луперкалии («фестиваль волков») — праздник плодородия, посвященный богу пастухов Пану (Фавну). В ходе празднования в жертву приносили коз и собак, а их кровью мазали лбы подросткам из аристократических семей. Затем эти юноши съедали жертвенное мясо, разрезали козью шкуру на куски и обнаженными бежали вокруг Палатинского холма, ударяя встречных куском шкуры. Животных приносили в жертву, а потом начинали забег из пещеры, где, по преданию, волчица выкормила основателей Рима — Ромула и Рема.

По мнению профессора Энтони, подобный ритуал мог существовать и у людей срубной культуры, а найденные кости псовых это подтверждают. Однако некоторые исследователи отнеслись к такой трактовке скептически. Так, археолог Марк Вандер Линден (Marc Vander Linden) из Университетского колледжа Лондона считает, что древние люди могли считать, что собаки обладают магическими свойствами, и поэтому приносить их в жертву. «Археологи могут связывать мифологию и доисторические события, но с величайшей осторожностью», — говорит ученый. Археолог Пол Гарвуд (Paul Garwood) из Бирмингеского университета напоминает о том, что в древних индо-европейских мифах собак считали целителями. Древние полагали, что собаки «вытягивают» болезни из людей, и непригодны для употребления в пищу, даже ритуального. Поэтому древние жители Красносамарского могли приносить собак и волков в жертву, при исцелении но при этом их не есть.