Не в зарплате счастье

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Является ли денежное вознаграждение главным фактором, регулирующим отношения между работником и работодателем? На первый взгляд, ответ очевиден, особенно в ситуации роста цен и сокращения рабочих мест. Однако современные теории трудовой мотивации опровергают мнение о прямолинейной связи между величиной заработной платы и заинтересованностью работника в результатах своего труда.

Вопрос о влиянии денег на мотивацию работника и на степень его удовлетворенности своим трудом, пожалуй, один из самых дискуссионных в организационной психологии. Таким он был во времена американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора, создателя «школы научного управления» с ее политикой «кнута и пряника», в рамках которой роль главного стимула отводится как раз денежному вознаграждению. Таким он остался и после того, как на смену тейлоризму пришла «школа человеческих отношений» психолога и социолога Элтона Мэйо, поставившего во главу угла инициативность, ответственность за результаты своего труда и высокое качество социальных контактов [Леонова, 2014].

Теория Абрахама Маслоу, которая развивает идеи Мэйо и является самой известной содержательной теорией мотивации, рассматривает деньги как необходимое условие продвижения «вверх по пирамиде», к потребностям познавательным, эстетическим и связанным с самоактуализацией. Однако Маслоу считает, что на высших уровнях развития личности ее поведение определяется уже не деньгами и не материальными ценностями [Maslow, 1970]. Эта психологическая теория хорошо согласуется с экономическими воззрениями на «предельную полезность» денег: с увеличением их количества она снижается [Фенько, 2005].

Фредерик Герцберг, разрабатывая модель удовлетворенности трудом, казалось бы, нашел этому подтверждение. Герцберг выделял две группы факторов: «мотиваторы» и факторы «контекста» («гигиенические» факторы). К «мотиваторам» ученый относил достижения, признание, саму работу, продвижение по службе и ответственность. Факторы «контекста» — уровень заработной платы, условия труда, политика компании и отношения с руководителями — он наделял способностью минимизировать степень недовольства работой, но не гарантировать повышения удовлетворенности, в отличие от первых, которые, по его мнению, воздействуют на трудовую мотивацию в долгосрочной перспективе, не требуя постоянного подкрепления [Herzberg, 1968].

Эдвин Локк поставил под сомнение результаты Герцберга. В своем исследовании он просил испытуемых оценить степень удовлетворенности в пяти ситуациях: если уровень оплаты их труда а) составит 50 процентов от некоего достаточного уровня; б) составит 25 процентов от достаточного уровня; в) окажется равным ему; г) превысит достаточный уровень на 25 процентов и д) превысит на 50 процентов. В итоге у Локка получилась почти линейная зависимость между уровнем оплаты и уровнем удовлетворенности работой. Это позволило ему сказать, что «предела в уровне желаемого вознаграждения в нашей культуре попросту не существует» [Locke, 1969].

Впрочем, претензии можно предъявить к обоим исследованиям. Выборка Локка, состоявшая из 30 человек, мягко говоря, чересчур скромна для столь громкого заявления. Двухфакторное деление Герцберга достаточно условно, и сегодня ученые склоняются к тому, что влияние «гигиенических» факторов и «мотиваторов» преломляется через индивидуальные различия и неодинаково в группах разного уровня: в развитых группах предпочтение отдается «мотивационной» составляющей и системе взаимоотношений, а для групп низкого уровня, напротив, решающее значение имеет заработная плата [Вечерин, 2011].

Нельзя исключать и культурный контекст, от которого не свободно ни одно исследование в психологии. Например, один из министров КНР так говорил об отношении его сограждан к деньгам: «Люди в Китае пока не заражены потребительством и пагубной привычкой к расточительству, они не обожествляют деньги и имущество… общество потребления не делает людей счастливыми» [Фенько, 2005].

Пытаясь внести ясность, Тимоти Джадж и его коллеги провели метаанализ, обобщив данные 92 исследований. В их работе связь между уровнем оплаты и удовлетворенностью оказалась очень незначительной [Judge et al, 2010].

В свою очередь, Г.Р. Олдхем и Дж. Хакман, авторы модели «Субъективно значимые характеристики труда», неоднократно с успехом применявшейся на практике [Леонова, 2014], утверждают, что более удовлетворенным работника могут сделать не деньги, а разнообразие, целостность задач (возможность доводить фрагменты работы до логического завершения), значимость (степень важности для организации), автономия (степень независимости в выполнении заданий) и обратная связь (информация о результатах и эффективности деятельности).

Если же обратиться к социологическим исследованиям, то они подтвердят, что высокая ценность материального вознаграждения свойственна скорее для конкретных социально-экономических условий, а никак не природе человека в целом. Так, всемирное исследование ценностей 1990–1991 годов под руководством Рональда Инглхарта показало, что наиболее важными характеристиками работы являются «хороший заработок», «хорошие товарищи по работе» и «профессиональный интерес». Но в развитых странах роль материального стимулирования не столь существенна, как в странах с более низким уровнем жизни, к которым относится и Россия [Магун, 2007].

Однако ситуация не статична. В нашей стране, например, за последние 20 лет ценностные ориентации работающего населения претерпели существенные изменения: хороший заработок по-прежнему важен, но наряду с этим в несколько раз выросло значение того, чем именно занимается человек и каковы при этом его отношения с коллегами [Бессокирная, 2010]. На примере выборки молодых инженеров (до 35 лет) было продемонстрировано также, что относительная значимость оплаты труда снижалась по мере роста ее размера [Козина, Виноградова, 2016].

Нельзя сказать, что механизмы трудовой мотивации или проблема удовлетворенности трудом на сегодняшний день изучены в психологии до конца. Но как теоретики в сфере организационной психологии, так и практики, которые стремятся к обогащению содержания труда и использованию нематериальных наград, совершенно справедливо ставят под сомнение ведущую роль денег в современных трудовых отношениях.

Надежда Филиппова

Библиография

Бессокирная Г.П.


Вечерин А.В.


Козина И.М., Виноградова Е.В.


Леонова А.Б.


Магун, В.


Фенько А.Б.


Herzberg F.


Locke E.A.


Judge et al.


Maslow A.Н.


Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.