Швейцарские ученые разработали VR-приложение Easy Heights для смартфона, которое помогло людям с акрофобией снизить страх высоты и избегающее поведение перед ним. Авторы обещают, что приложение будет доступно для всех на английском языке. Статья опубликована в журнале NPJ Digital Medicine.
Страх высоты или акрофобия не только лишает людей удовольствия подняться в горы или прыгнуть с парашютом, но и затрудняет такие повседневные действия, как преодоление лестницы, выход на террасу или прогулка по мосту. Около пяти процентов людей страдают от этой фобии в клинической или субклинической форме.
Как показали многие исследования, для преодоления этой фобии весьма эффективно использование средств виртуальной реальности, когда человек сталкивается со своим страхом в безопасной обстановке. Несмотря на эти данные, использование виртуальной реальности по-прежнему ограничивается экспериментальными лабораториями, а применение на практике затруднено вероятными денежными затратами на оборудование и программное обеспечение — шлемы виртуальной реальности могут стоить от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч.
В качестве доступной платформы могли бы выступать VR-очки на основе смартфона. Такие устройства фактически представляют собой чехол с линзами, в котором нет почти никакой собственной электроники (иногда это и вовсе может быть кусок картона).
Дороти Бенц (Dorothée Bentz) из Базельского университета и ее коллеги проверили эффективность приложения виртуальной реальности Easy Heights для смартфона в качестве средства избавления от страха высоты. Помимо смартфона Samsung участники использовали беспроводные наушники Sony с шумоподавлением и очки виртуальной реальности Google Daydream View 2.
В исследовании приняли участие 77 человек со страхом высоты, 39 из которых вошли в экспериментальную группу, а 38 составили контрольную. Преодоление страха оценивалось с помощью Теста поведенческого избегания (BAT) в реальных условиях: участники постепенно поднимались на 14 площадок смотровой башни на горе Утлиберг и с каждой площадки в течение 10 секунд смотрели вниз. За каждый подъем и взгляд вниз участники получали по одному баллу, таким образом, они могли набрать от 0 до 28 баллов. BAT проводился до начала эксперимента, сразу после первой фазы и спустя три-пять недель после завершения второй.
В первую фазу участники экспериментальной группы прошли три сеанса Easy Heights по 20 минут каждый. Участники видели, что как будто находятся на платформе, которая может подниматься на 16 уровней высоты, от 0 до 75 метров, это ощущение создавалось благодаря панорамным фото, сделанным дроном на разной высоте, и соответствующему звуковому сопровождению. Испытуемые поднимались на каждый следующий уровень после того, как на предыдущем чувствовали лишь едва заметное беспокойство или не замечали его (три балла и ниже по Шкале субъективных единиц бедствия). А контрольная группа исследовала в Google Street View виртуальные Версаль, Дома-Кубы в Роттердаме и Хелмонде и иглу. Во вторую фазу участники экспериментальной группы самостоятельно дома в течение 14 дней прошли четыре-шесть сеансов Easy Heights по 30 минут каждый.
По завершении первой фазы ученые не обнаружили различий в выполнении BAT между экспериментальной и контрольной группами (p = 0,392), но отметили, что у испытуемых экспериментальной группы по самооценочной анкете акрофобии (AQ) снизились результаты в сравнении с контрольной группой (p = 0,003). А в среднем через 29, 9 дней после завершения второй фазы баллы BAT у экспериментальной группы были значимо выше, чем у контрольной (p = 0,0001), а оценки субъективного переживания страха (p = 0,0001) и по AQ (p = 0,0002) значимо снижены.
Авторы сделали вывод, что разработанное ими приложение эффективно для снижения избегающего поведения и субъективного страха высоты. Они еще не опубликовали приложение, но обещали, что оно будет бесплатно доступно для всех на английском языке и адаптировано для современных VR-очков на основе смартфонов.
Виртуальная реальность помогает в борьбе с другими недугами. Так, мы рассказывали о преодолении аутистических страхов, паранойи, восстановлении после инсульта с помощью применения технологий виртуальной реальности. А также с ее помощью возможно исследовать различные области мозга, например, американские ученые определили функции отдельных участков гиппокампа.
Екатерина Рощина
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.