Британские исследователи успешно применили виртуальную реальность для помощи пациентам с тяжелой паранойей. Результаты работы опубликованы в The British Journal of Psychiatry.
Сотрудник Оксфордского университета пригласили для участия в эксперименте 30 пациентов с острым бредом преследования. Диагноз подтвердили с помощью Шкалы позитивных и негативных симптомов, Шкалы оценки психотических симптомов, Опросника поиска безопасности и Шкал оценки тревожности и депрессии Бека.
Участников случайным образом разделили на две группы. Все они должны были находиться в виртуальных сценариях (метро и лифте) с возрастающим числом персонажей. Участников из первой группы предложили использовать свои обычные защитные приемы, чтобы адаптироваться к ситуации, а из второй — полностью отказаться от защитного поведения, контактируя с виртуальными персонажами лицом к лицу.
Психическое состояние до и после сеанса оценивали по опроснику с визуальной аналоговой шкалой. Возможность комфортно находиться в реальных условиях изучали по поведению в людном месте (например, при походе в соседний магазин).
Выяснилось, что у добровольцев из обеих групп уменьшилось как иллюзорное чувство угрозы, так и стресс от реального мира. При этом во второй группе эти показатели снизились соответственно на 22 и 19,6 процента по сравнению с первой. В целом виртуальная психотерапия помогла примерно 20 процентам участников из первой группы и более чем половине — из второй.
Эффект сохранялся до конца дня, в который проводили сеанс, после этого наблюдение за добровольцами прекращали.
По словам одного из исследователей Дэвида Кларка (David Clark), доказательная база пользы виртуальной реальности для пациентов с психозами постепенно расширяется. Учитывая постоянное снижение цен на VR-оборудование, многим больным можно будет оказывать подобную помощь на дому.
Ранее британским и испанским ученым удалось с помощью виртуальной реальности улучшить состояние пациентов с депрессивным расстройством.
Олег Лищук
Нейрофизиологи из Финляндии разработали объективный метод отслеживания моторного развития ребенка, который потенциально может применяться в клинической оценке. Метод заключается в сборе данных движений и поз младенца во время игры с помощью комбинезона с датчиками движения. Результаты наблюдательного исследования с 59 младенцами опубликованы в Communications Medicine.