Это выяснили по изменениям в гиппокампе
Эксперименты на мышах показали, что снижение когнитивных способностей при потере зубов не зависит у грызунов от поступления белка из пищи. Молекулярный анализ выявил повышенный уровень апоптоза в гиппокампе у таких мышей, но у их сородичей, которые придерживались низкобелковой диеты, таких изменений не нашли. Результаты исследования опубликованы в журнале Archives of Oral Biology.
В нескольких исследованиях сообщалось о связи между заболеваниями полости рта и когнитивными нарушениями, причем снижение когнитивных способностей было более выраженным у людей с большей потерей зубов. Ученые предполагают, что в основе этой связи может лежать ослабление нейронной активности, что подтверждалось у мышей. При этом потеря зубов нарушает жевательную функцию, что нарушает процесс переваривания, снижает аппетит, количество и качество потребляемой пищи.
Такие изменения могут оказать значительное влияние на потребление питательных веществ и в конечном итоге нарушить работу мозга. Дефицит ряда питательных веществ, например, витамина D, железа и белка, связан со снижением когнитивных способностей и риском развития деменции. Однако ни в одном исследовании не изучалось, как снижение потребления белка влияет на когнитивные нарушения, которые возникли после потери зубов.
Исследовательская команда под руководством Хироси Оуэ (Hiroshi Oue) из Университета Хиросимы изучала, как низкобелковая диета влияет на снижение когнитивных функций после потери зубов у мышиной модели ускоренного старения. Всего изучалось четыре группы мышей: семь мышей в контрольной группе с нормальной диетой, девять мышей в контрольной группе с низкобелковой диетой, восемь мышей без зубов с нормальной диетой и девять мышей без зубов с низкобелковой диетой. В двух последних группах моляры верхней челюсти с двух сторон мышам удалили в возрасте трех месяцев.
За мышами наблюдали шесть месяцев. За это время масса тела в группах значительно не отличалась. В целом, потеря зубов была значительно связана с худшим (более длительным) прохождением лабиринта (p < 0,01), а низкобелковая диета не оказала существенного влияния на прохождение этого теста.
Кроме того, ученые обнаружили, что у мышей без зубов наблюдалась большая экспрессия мРНК белков-регуляторов апоптоза в гиппокампе. Это свидетельствовало о повышении уровня апоптоза в той части мозга, которая ответственна за консолидацию памяти. У мышей, которые придерживались низкобелковой диеты, таких изменений не происходило.
Иммуногистохимический анализ показал, что основной эффект потери зубов наблюдался в CA1-зоне гиппокампа: в ней обнаруживалась измененная концентрация глиального фибриллярного кислого белка, ионизированной кальций-связывающей адаптерной молекулы-1 и нейронального ядерного антигена FOX3. Диета с низким содержанием белка не оказала существенного влияния на эти маркеры нейровоспаления. Кроме того, эффект взаимодействия между потерей зубов и диетой с низким содержанием белка не был статистически значимым. Примечательно, что в CA3-зоне гиппокампа низкобелковая диета существенно влияла на уровень нейронального ядерного антигена FOX3. Также потеря зубов значительно влияла на уровень исследуемых протеинов в области зубчатой извилины гиппокампа.
Исследователи приходят к выводу, что потеря зубов способствует снижению пространственных функций и памяти через процессы апоптоза и воспаление нейронов в гиппокампе независимо от поступления белка с пищей. Однако, по-видимому, низкобелковая диета также может влиять на эти процессы. Потребуются дальнейшие исследования обнаруженных ассоциаций для того, чтобы выяснить непосредственный механизм развития когнитивных проблем из-за потери зубов.
Ранее мы рассказывали, что по сравнению с человекообразными обезьянами люди тратят в пять раз меньше энергии на жевание. Все потому, что у человека в рационе появилась термически обработанная пища.
Он сделал это эффективнее других биомаркеров в первые двое суток
Ученые из восьми стран выяснили, что тонкий полипептидный нейрофиламент эффективнее других биомаркеров предсказывает функциональный исход (инвалидность или смерть) после остановки сердца. Как сообщается в The Lancet Respiratory Medicine, наибольшую прогностическую ценность этот белок имел спустя двое суток после нее.