В пилотных клинических испытаниях
Американские, бельгийские и канадские исследователи сообщили об успехе пилотных клинических испытаний препарата островковых клеток поджелудочной железы, полученных из аллогенных стволовых клеток, при сахарном диабете первого типа. Отчет о работе опубликован в The New England Journal of Medicine.
Сахарный диабет первого типа развивается при аутоиммунном разрушении бета-клеток островков поджелудочной железы, производящих инсулин. Пациенты с этим заболеванием нуждаются в пожизненном введении инсулина путем подкожных инъекций или инсулиновых помп. Это сопряжено с опасностью развития гипогликемии и возрастающим риском местных и системных осложнений. В силу этого на протяжении последних десятилетий ведутся эксперименты по трансплантации островков поджелудочной железы или их очищенных клеток от мертвых доноров для более физиологичного контроля гликемии без нужды в инсулинотерапии.
Масштабное применение этого подхода ограничено нехваткой тканей для пересадки, непостоянным качеством клеток и необходимостью неоднократных трансплантаций от разных доноров. Чтобы преодолеть эти ограничения, было предложено использовать для трансплантации зрелые островковые клетки, полученные дифференцировкой in vitro из донорских плюрипотентных стволовых клеток, и эта технология продемонстрировала хороший потенциал в испытаниях на доклинических моделях.
Компания Vertex Pharmaceuticals воспользовалась этой технологией для создания препарата островковых клеток поджелудочной железы зимислецела (VX-880). Тревор Райхман (Trevor Reichman) из Университета Торонто представил промежуточные результаты мультицентровых открытых клинических испытаний 1/2 фазы VX-880-101 FORWARD, продолжающихся в настоящее время. Они содержат данные о 14 первых пациентах с сахарным диабетом первого типа в возрасте 18–65 лет, для которых доступны результаты как минимум года наблюдений.
Уровень гликированного гемоглобина на исходном уровне у них составлял 7,1–9,9 (в среднем 7,8) процента. Два из них для проверки безопасности получили половинную дозу препарата (400 миллионов клеток) с возможностью повторного введения через полгода, остальные 12 — полную (800 миллионов клеток) путем инфузии по катетеру в воротную вену печени. Всем им назначили иммуносупрессивную терапию без глюкокортикоидов (эти препараты повышают уровень глюкозы в крови).
У всех участников пересаженные клетки прижились и начали функционировать, о чем свидетельствовало появление в крови C-пептида (продукта расщепления проинсулина), который до лечения у них не определялся. У 12 получивших полную дозу в период между 180 и 365 днями от инфузии не наблюдалось тяжелой гипогликемии, уровень гликированного гемоглобина был ниже семи процентов (норма при диабете), и более 70 процентов времени концентрация глюкозы находилась в пределах целевого интервала 3,9–10,0 миллимоль на литр. К 365 дню 10 из этих 12 пациентов были независимы от инсулина и не получали его экзогенно.
Наиболее частым серьезным побочным эффектом была нейтропения, которая развилась у трех участников. Два пациента за время наблюдения умерли — один от криптококкового менингита примерно через 19,5 месяца, второй от тяжелой деменции из-за прогрессирования предшествующих нейрокогнитивных нарушений примерно через 30 месяцев после инфузии.
Результаты пилотных испытаний показали, что зимислецел может восстанавливать физиологические функции островков поджелудочной железы как минимум в течение года при удовлетворительном профиле безопасности, что дает повод продолжать клинические испытания. К настоящему времени начата их третья фаза.
Осенью 2024 года китайские исследователи сообщили об успехе первой в мире пересадки островковых клеток поджелудочной железы, полученных из аутологичных индуцированных стволовых клеток. Через 75 дней после трансплантации 25-летняя пациентка достигла стойкой независимости от инсулина.
Новые лекарства не появлялись более 30 лет
Компания Cosmo Pharmaceuticals сообщила об успехе третьей фазы клинических испытаний антиандрогенного препарата класкотерона для местного применения при мужской андрогенной алопеции. Препарат увеличивал количество волос по сравнению с плацебо при сопоставимой переносимости.